«Вещи ручной работы – роскошь, иметь их каждому не обязательно. Кто хочет их получить – либо платит мастеру за труд, либо делает это сам». Эти слова принадлежат знаменитой Коко Шанель. А уж ей ли не знать об этом! И, действительно, то, что мастер делает своими руками (в любой области), ценится намного выше, чем то, что просто штампуется в цехах. И надо признать, что в последние годы особенно активно начали развиваться различные виды народно-прикладного искусства. А самый традиционный и старинный – вязание.
Вязали и в древнем Египте
Вязание – процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения. Это один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.
В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на современную пляжную. В V веке вязание процветает на Востоке и примерно в девятом попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. Именно тогда и появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита.
В Испании только в XVI веке получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.
Скафандр из кофты – слабо?!
В СОШ № 1 станицы Крыловской от Дома детского творчества работает педагог дополнительного образования Людмила Петровна Макаренко. И занимается она с детьми именно вязанием.
Вязать Людмилу научила бабушка. Она была простой колхозницей и вязала для себя и своей семьи.
– Сначала это были носки, шарфики, шапки, косынки, а потом уже училась дальше сама, даже курсы окончила, – рассказывает Людмила Петровна. – Помню, как свою первую кофту связала. Хороших ниток тогда не было, одна синтетика. Кофту связала платочной вязкой, сделала реглан. В общем, она получилась такая красивая… А когда надела ее, оказалась как в скафандре. Тогда чуть не плакала – пришлось ее распускать. И с тех пор эти клубочки так и лежат у меня как память о моей первой работе. Раньше приходилось покупать журналы с разными моделями и описанием работы, а сейчас достаточно зайти в Интернет и все, что тебе надо, там найдешь.
Людмила Петровна родилась в семье колхозников в станице Крыловской. После окончания СОШ № 1 решила поступать в Харьковский авиационный институт на факультет самолетостроения, но одного балла тогда не хватило. Год работала на велозаводе, там же, в Харькове, а потом поступила на гидрометеорологический факультет. По направлению работала в гидрометцентре Ростова, потом перешла в институт атомной энергетики. А в дальнейшем жизнь сложилась так, что вернулась в родную станицу.
В 1996 году Михаил Алексеевич Ивченко предложил ей место учителя в СОШ № 2 (он тогда был там директором). Там и работала до ухода на пенсию.
Здесь нет предела фантазии
– Как стала преподавателем в ДДТ? Случайно. Пока работала в школе, вязание забросила. С выходом на пенсию появилось свободное время. Вернулась к любимому занятию. Тогда меня стала больше интересовать не вязаная одежда, а вещи для уюта, быта: различные коврики (прикроватные, на стулья), игрушки. Почему-то понравились детские сумочки: девочки же тоже должны быть дамами с красивыми сумками. Посмотрела разные сайты в Интернете, что-то почерпнула оттуда, что-то сама придумала – здесь предела фантазии нет! Навязала разных сумок, часть раздарила… Но дома сидеть было непривычно, поэтому начала подыскивать работу. Зашла на сайт службы занятости, а там – вакансия педагога дополнительного образования в ДДТ. Встретилась с руководством, показала свои работы, и с августа этого года пришла в СОШ № 1, где и занимаюсь с детьми. Когда провела ознакомительную беседу, даже многие родители заинтересовались кружком. У некоторых детей проблема со временем: они посещают секции, музыкальную школу, школу искусств, но у нас график очень удобный – занимаемся с понедельника по субботу, каждый приходит, когда ему удобно.
Был квадрат – получился заяц…
По мнению Людмилы Петровны, вязание очень помогает развивать фантазию, моторику рук и не только.
– Детям объясняю, что наши занятия вырабатывают силу воли и терпение, – продолжает педагог. – Сами посудите: сидеть часами и делать одно и то же, особенно когда вяжешь по определенному рисунку и считаешь, сколько петель провязал, а сколько еще осталось – это не так просто. Приходит время, когда дети уже научились вязать лицевые и изнаночные (кто-то лучше, кто-то хуже) и делать это становится скучновато. Кто-то предлагает: а давайте игрушку свяжем! Все с радостью подхватывают эту идею. Начинаем фантазировать. Вяжем самый простой квадрат, а остальное придумываем: где-то стянули, где-то перевязали – получились замечательные зайцы. Наряжаем их в шапки, шарфы, добавляем по морковке, и готова забавная игрушка. Детей такие занятия сплачивают. Многие у нас знакомятся. Вроде и учатся в одной параллели, а на кружке знакомятся, начинают дружить. Не все могут заниматься спортом, а вот для вязания нужно лишь желание и терпение. Но надо сказать, что есть дети, которые и спортом занимаются, и к нам на кружок с удовольствием ходят. В дальнейшем, думаю, ребятам наши занятия, навыки, что они получат, пригодятся в жизни, особенно девочкам. Кому-то как будущим хозяйкам, мамам. Кто-то, может быть, в будущем станет модельером или дизайнером – жизнь сама все расставит по своим местам. Но я буду рада, если в этом будет хоть небольшой мой вклад.
Занимаются ребята у Людмилы Петровны совсем немного, но у них уже многое получается. Со временем из простого клубка несложными инструментами (будь то спицы или крючок) при наличии терпения и фантазии кто-то из них сможет создать настоящий шедевр, а кто-то просто отдохнет, за подсчетом петель отвлечется от назойливых мыслей – все в руках каждого.
О. Кайдаш, фото автора.