В СОШ № 4 села Шевченковского мы приехали после обеда, когда у преподавателя Дома детского творчества Натальи Петровны Горетой в разгаре были занятия. Одна группа ребят заканчивала выжигать по дереву, а другая только готовилась этим заняться. Преподаватель переходила от стола к столу: проверяла, как скопирован рисунок на доску, меняла насадки на выжигателях. А потом объявила небольшой перерыв, и мы смогли поговорить.
Сначала – история
Надо сказать, что выжигание по дереву или пирография – художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография пользовалась популярностью у африканских племенных общин. А первые изделия с выжженным узором, датированные 700 годом до н.э., были найдены при археологических раскопках в Перу. Выжигание по дереву в России появилось еще в ІX веке, уже тогда люди использовали дерево во многих видах прикладного творчества. Изначально мастера выжигали при помощи огня, чуть позже стали использовать раскаленные металлические стержни и гвозди, заточенные под определенным углом. В Европе выжигание по дереву превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества, а в России пирография продолжила развиваться как один из его видов. В XVІІ веке в городе Сергиев Посад с помощью пирографии украшали деревянные игрушки, ложки и братины (сосуды для питья), а в конце XІX века там же наладилось производство матрешек, обрамленных выжиганием.
С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, выжигали, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики.
Сегодня выжигание по дереву успешно практикуется как вид декоративно-прикладного искусства, а заниматься им может любой желающий.
На первом месте был волейбол
Второй год Наталья Петровна работает по совместительству в Доме детского творчества и занимается с детьми выжиганием.
– В прошлом году были две группы – старшие дети. Им понравилось, заинтересовались и малыши. И в этом году пришли дети из третьего и четвертого классов. В плане обучения и отдачи – это самые благодарные ученики. Они стремятся работать самостоятельно, им это интересно.
– А вы в детстве выжигали?
– Нет. У меня на первом месте был спорт, а конкретно – волейбол. А иначе и быть не могло, потому что тогда в школе учителем физкультуры работал Виталий Павлович Губарь, а волейбольная команда Шевченковского была самой сильной в районе. Моим детям посчастливилось так же заниматься у Виталия Павловича.
– А кроме волейбола?
– Много чем занимались в детстве, но в памяти путешествия по России. Детство пришлось на советский период, когда родители работали в колхозе и мы по путевкам ездили по всей стране: Москва, Ленинград, Краснодон, Домбай, Брест, Золотое Кольцо. И сейчас я, будучи учителем, стараюсь организовывать поездки, но все это за счет родителей учащихся.
– Как все сложилось после школы?
– После окончания средней школы сомнения в выборе дальнейшего пути образования не было, ведь в свое время я встретила замечательных наставников, которые повлияли на мой выбор – это первая учительница Татьяна Ивановна Гринько и классный руководитель Зинаида Васильевна Кравченко. Поступила в Адыгейский госуниверситет на учителя начальных классов. После окончания вернулась в село. А с 1999 года работаю в родной школе. Свой путь начинала секретарем у директора Валентина Васильевича Макаренко. С 2003 года работаю по специальности, сначала учителем начальных классов, затем социальным педагогом. В настоящее время – учителем кубановедения и технологии. В прошлом году, волею случая, довелось вести занятия по выжиганию от ДДТ.
– А сами выжигаете?
– Конечно! Прежде, чем учить детей, надо уметь самой это делать. Честно скажу, если попадает в руки выжигатель, приходится самой себя останавливать: «Стоп! Надо же учащемуся дать поработать!» Так затягивает.
Доски готовит сама
Занятия Наталья Петровна проводит два раза в неделю по 40 минут на каждую группу, но времени порой не хватает.
– Вот сегодня, например, первая группа уже должна была уйти, а ребята увлеклись, им хочется больше сделать, оторвать их от досок невозможно.
– А где берете доски, выжигатели?
– Важно, конечно, правильно выбрать материал, поскольку от его качества зависит конечный результат. Древесину лучше всего приобретать в магазинах в виде готовых деревянных чертежных и разделочных досок, фанер или шпона. Но у нас такой возможности нет, и это довольно дорого. Поэтому покупаю фанеру в строительном магазине, а муж дома помогает: сам распиливает по нужным размерам. Самыми лучшими материалами для выжигания считаются липа, ольха, тополь, береза и каштан. Электровыжигатели тоже есть разные: с проволочными наконечниками, такие аппараты имеют регулировку мощности, что позволяет подобрать оптимальный режим термической обработки, и модели с твердыми наконечниками, которые внешне напоминают обычные электрические паяльники, у нас в школе именно такие. У многих детей дома тоже есть личные выжигатели, свои работы они могут начать на занятии, а закончить уже дома.
Для любознательных: древесина должна иметь однородную мелкопористую структуру, без сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолок, роек и других пороков; не рекомендуется приобретать древесину смолистых пород; для выжигания идеально подходят твердые породы древесины, на мягких будет сложнее исправить ошибки; поверхность деревянного материала должна быть ровной и чистой; выбор цвета древесины зависит исключительно от предполагаемого рисунка, более насыщенный и выразительный узор получится на дереве светлых пород.
Успехи ждать не заставили
Дети занимаются только второй год, но успехи в освоении старинного ремесла ждать себя не заставили. В прошлом году ко Дню пожарной охраны России проводился конкурс, воспитанники Натальи Петровны приняли участие и заняли призовые места в крае и районе. Это Карина Донскова, Анастасия Золотухина, Виталина Вахайко. А в этом году ко Дню учителя на муниципальном этапе была организована выставка творческих работ по школьной тематике. И тут свои способности показали третьеклассники Дмитрий Задорожний и Артем Крыгин.
– А еще ребята с удовольствием занимаются в кружке «Сувенир». Программа предполагает изучение разнообразных видов декоративно-прикладного искусства: работы с природным материалом, бумажная пластика, тестопластика. Сегодня, например, по программе поделка из джутовой нити.
– А что это за материал?
– Эта нить (шпагат, веревка) изготавливается из джутового кустарника, который выращивается в Африке, Азии, Америке и в других странах. Материал экологичен и абсолютно безопасен для здоровья, поэтому его часто используют для различных поделок. Сейчас этот материал пользуется большим спросом благодаря интересному внешнему виду, доступности и удобству в использовании. Поделки из него получаются очень интересными и необычными. Сделали с ребятами стрекозу, а они предложили и новогодние украшения на елку – попробуем.
– Если появляется свободное время, чем занимаетесь?
– Это бывает только зимними вечерами, но на первом месте опять какие-то поделки. Вяжу крючком, на спицах, иногда вышиваю. Что-то небольшое: носочки, шарфы, игрушки, салфетки. Это своеобразная подготовка к урокам технологии, ведь, повторюсь, чтобы чему-то научить, нужно уметь это делать самой.
Просто любить детей – этого мало
У Натальи Петровны есть взрослый сын, растет внук. Дочка восьмиклассница пока не знает, кем станет.
– Но был интересный случай, – рассказывает мама. – На уроке технологии сделали небольшие поделки и отнесли их ребятишкам в детский сад. Деткам поделки понравились, а дочке – общаться с малышами. Может быть, пойдет по моим стопам и тоже станет учителем. Хотя, понимаю, что в наше время педагогом работать очень сложно. Здесь мало просто любить детей, нужно что-то большее, чего и не объяснишь. Этим надо жить…
И последнее: советы от Натальи Петровны для тех, кто еще не нашел занятия по душе и хочет заняться выжиганием.
Для того чтобы процесс выжигания по дереву доставил как можно больше удовольствия, следует позаботиться о приобретении всех необходимых материалов и инструментов. А для того, чтобы начать выжигать по дереву, потребуется всего лишь три вещи: выжигающий аппарат, кусок фанеры, исходный рисунок. Стоит заметить, что сегодня фанеру с эскизом будущего рисунка вполне можно приобрести в магазине. Для нанесения рисунка на деревянную поверхность необходим мягкий карандаш, не оставляющий бороздок на древесине. По окончании работы его легко будет стереть с помощью ластика. В работе может понадобиться наждачная бумага и клейкая лента. Рекомендуется иметь в наличии копировальную бумагу, она необходима для перенесения рисунка с бумаги на древесину. И лучше всего использовать копировальную бумагу с угольным покрытием черного цвета.
И, конечно, необходимо соблюдать безопасность. На самом деле, техника безопасности при работе с выжигающим аппаратом очень проста. Ребенок должен понимать, что кончик прибора – горячий и его нельзя трогать пальцами. Также его нельзя класть на поверхность стола – прибор может быть либо в руке, либо на специальной подставке.
Выжигание по дереву – увлекательное занятие. Оно научит детей усидчивости и аккуратности, позволит украсить ваш дом неповторимыми работами.
О. Кайдаш, фото автора.