Готовясь к культурно-образовательной акции «Ночь искусств», каждое учреждение культуры было в поиске: чем удивить? Причем этот творческий поиск был свойственен не только крупным городским музеям, театрам, выставочным залам… У сельских работников культуры задача была не проще. У нас – с одной стороны возможности значительно скромнее, а с другой – зритель, избалованный яркой телевизионной картинкой, ожидает уже чего-то такого, что сам не вполне может описать, но это должно быть: «Вау!»
Искусство, которое согревает
В Районном доме культуры, куда я отправилась на «Ночь искусств», пошли по пути: не удивить, а обаять и окутать уютной атмосферой домашнего праздника (в самом лучшем понимании этого слова). Что обычно бывает, когда в дом приходят гости? Хозяева, чтоб их занять, обязательно покажут, чем занимаются, расскажут о своем хобби. В какой-то момент младшее поколение семьи проявит свои таланты (кто из нас в детстве не читал гостям стихи, не пел или не танцевал?). Потом обязательно дойдет дело до пересмотра семейного фотоархива. А самые стойкие и близкие обязательно задержатся подольше за чаем с воспоминаниями, которые могут длиться бесконечно (за эту завершающую часть вечера отвечал творческий капустник, но мы подробнее остановимся на начале). Теплое живое общение, которого в наше время высоких скоростей, Интернета, высокотехнологичных гаджетов так сильно не хватает!
Вот и этот вечер, переходящий в ночь, был таким. Приходящие в «Ниву» гости с удовольствием рассматривали художественную выставку с работами Александра Гильденберга и его учеников, знакомились с новыми поделками Ирины Костюк. Интересно, есть ли занятие, которое Ирина еще не освоила? Куклы: набивные и закрутки; валяние из шерсти, а теперь плетение… И все получается. Здорово!
Надежды крыловской культуры
Выставку рассмотрели, а тут уже и время концерта. На сцену вышли надежды культуры Крыловской. Как знать, быть может, именно эти дети и подростки через 10-20 лет вернутся в детские школы искусств, дома культуры, но уже в качестве преподавателей.
Концерт назывался «Искусство нас объединяет» и был посвящен Дню народного единства и православному празднику иконы Казанской Божьей Матери. И пока ведущий Александр Комаров рассказывал гостям вечера об этих праздниках и акции «Ночь искусств», за кулисами готовились к своим выступлениям юные звездочки. В концерте принимали участие: танцевальные коллективы «Нимфея» под руководством Аллы Мельниченко, «Радуга» Виктории Мирной, «Мир танца» Армине Азатян; воспитанницы Натальи Щербаковой из образцовой студии сольного пения «Алые паруса»; «вокальный коллектив «Соловушка» Ольги Белашовой; ученики Крыловской ДШИ Захар Албежилаев, Анна Казанцева и Анна Зеркаль – воспитанники Светланы Шапошниковой и Ольги Толстиковой; солистка группы «Таймер» Дарья Сусь, руководитель Александр Евтушенко.
У меня была возможность выбора: наслаждаться концертом как зритель, из зала, или посмотреть, как рождается праздник за кулисами. Конечно, я выбрала второе. Закулисье – это не просто некая организация процесса, порядок выступлений… Это целый мир эмоций, волнений, переживаний, соучастия и побед.
Озорники и непоседы так тонко чувствуют друг друга
Вот маленькие «Соловушки», наблюдают, как поют их старшие подруги из «Алых парусов», пробуют шепотом подпевать, и волнение сменяется озорством и задором, а тут и их очередь выхода на сцену подошла.
А вот Аня Зеркаль исполняет фортепианный «Этюд», за кулисами ее внимательно слушают девчонки из «Радуги». Кажется, они ловят каждую нотку – так сосредоточены. А несколько минут спустя они сами на сцене – яркие непоседы и хохотушки с озорными, торчащими в стороны косичками – полная смена настроения. Вот ко второму номеру готовится Даша Сусь – она и автор, и исполнитель, но замечания наставника бесценны: «Здесь надо повыше, а здесь – дай эмоций», – советует Александр Вениаминович. И можно с облегчением выдохнуть, когда наставник встречает тебя со словами: «Молодчина! Справилась!» Когда «Калинку» танцевала Настя Мирошник, я сделала столько фото, что при быстром просмотре из них получалась «короткометражка» – так увлеклась, просто не могла остановиться, каждый момент хотелось ухватить. А когда танец «Синеглазка» исполняла Наташа Крамаренко, вдруг проснулось теплое воспоминание из далекого-далекого детства: в кабинете заведующей моим детсада Ольги Павловны Кольвах, на рабочем столе, стояла маленькая статуэтка балерины, она мне так нравилась, что, пытаясь на нее походить, я пробовала ходить на пальчиках… И вот же она – в луче света на сцене та самая изящная фигурка! А воспитанники «Мира танца» разбудили уже другие эмоции. Взрослая группа и младшая разными номерами концертной программы исполняли ча-ча-ча. От взрослых глаз невозможно было оторвать – как они владеют собой, как чувствуют ритм, музыку. И от малышей было не оторваться – как они старались все сделать правильно, слаженно и четко – просто красавцы и красавицы!
Письмо светом открывает историю
По завершении концерта гостей пригласили в музей. Это была та часть вечера, которую можно сравнить с просмотром семейного альбома, потому что здесь была подготовлена выставка уникальных старинных фотографий, некоторым из них перевалило за сотню лет.
Свой рассказ директор музея Людмила Гончарова начала с того, что само по себе слово «фотография» происходит от двух греческих слов: «свет» и «пишу», то есть это искусство письма светом. Само по себе это определение красиво и очень поэтично.
Сейчас некоторые из нас фотографируются несколько раз в день, порой уже не придавая этому значения. Многие уже не распечатывают фотографии, они хранятся у нас в электронном виде и в любой момент могут пропасть по нашей неосторожности или из-за компьютерного сбоя. А в начале зарождения фотоискусства на Кубани фотография делалась на века. Экспонаты выставки были живым тому подтверждением.
Фотографирование на Кубани началось еще во времена Кавказской войны. В основном объектами для съемки были войсковые сборы, парады, торжества. Порой – военные операции. Фотоаппараты тогда весили немало – около 50 килограммов, но немногочисленные фотографы несли эту ношу, ведь это было невероятно почетно – сохранить редкий момент для истории. В мае 1865 года открылась первая «стационарная фотография» есаула Кубанского казачьего войска Александра Рыльского. От этой даты и ведет отсчет профессиональная кубанская фотография.
На многих из фотографий, сохраненных в музее нашего района, стоит печать фотографа Исидора Емельяновича Марданова. Ирония судьбы в том, что благодаря труду этого человека, мы сегодня можем видеть лица наших прапрадедов, а его портрета не сохранилось. Не сохранилось и данных о том, кто изображен на тех или иных фотографиях. Но даже безымянные эти старинные снимки позволяют сделать выводы о том, как жили наши предки. Например, казаки были людьми служивыми по жизни – редки фото, где мужчины одеты «не по форме», но и повседневная одежда напоминает походную. А еще всех, кто изображен на снимках, отличает особенная стать, в том, как они себя держат, читается гордость за свое предназначение. Помните: «Слава Богу, что мы казаки!» – это отражается в каждом снимке. Это собрание фотографий просто интересно рассматривать сначала в целом, потом каждую отдельно, с мельчайшими подробностями: как одевались, как жили… Тут невольно рождается мысль: а что после нас останется?
Выставка вызвала живой интерес у школьников, которые пришли на «Ночь искусств», и если у кого-то из них зародилось желание узнать побольше о своей семье, об истории рода – это замечательно. Ведь, чтобы найти свое место в жизни, очень важно понимать, кто я есть.
Не пропускайте наши анонсы!
Невозможно оставаться равнодушным, когда выступают дети. И тут хочется поблагодарить с одной стороны – наставников за умение раскрыть талант, помочь ему окрепнуть, и с другой – родителей, за то, что находят возможности для творческого развития детей. Концерт получился просто отличный! Всем очень советую, когда видите в газете, на нашем сайте или в группах в соцсетях анонсы подобных праздников с приглашением, не упускайте возможность хоть на пару часов сменить картинку своей жизни. Оторвитесь от бытовой суеты, эмоции и настроение, которые вы получите, горы потом помогут свернуть.
М. Любченко, фото автора.