Новости

Теперь сама себе хозяйка


Теперь сама себе хозяйка
“”

Когда-то за хутором Казачьим была ферма колхоза «Родина». А дальше располагался хутор Новый мир. Именно там и родилась 75 лет назад Светлана Терентьевна Самарская.

«Хутор был хороший. Там была школа, магазин. Эти здания в свое время построил помещик Зуб. А люди жили в бараках, одной большой и очень дружной семьей, – вспоминает Светлана Терентьевна. – Все друг друга понимали, сочувствовали, поддерживали даже в мелочах, менялись: у кого корыто, у кого сковородка… Практически у всех были коровы. Холодильников тогда не было, но на хуторе был хороший глубокий колодец. Хозяйки коров подоят, ведра обвяжут да и спустят это в колодец. А пойдешь за водой, ведро тянешь потихоньку, аккуратно, чтобы не плеснуть в чужое с молоком. Еще на хуторе был памятник погибшим во время войны воинам. Учась в школе, мы ходили туда по праздникам. А потом решили солдатиков перезахоронить. Мы с мужем тогда были там. Приехали, могила раскопана, оттуда винтовки доставали, даже фляжки со спиртом, раскрывали гильзы с записками, а потом все останки перенесли на кладбище…»

Детство было трудным и голодным. В 12 лет начался ее трудовой стаж на МТФ. Сначала дали десять коров, потом довели до 20 голов. «Доили мы руками, – рассказывает Светлана Терентьевна. – На ферме был электропастух. Все коровы в общем гурте, нас 12 доярок. Каждая своих коров знала. Выходили, тут же садились и доили. А потом перешла в колхоз «Красная Звезда». Там уже пришлось учиться работать аппаратами». Через время познакомилась с будущим мужем, проводила своего Георгия Гавриловича в армию и ждала почти четыре года. Семья была большая: свекор со свекровью да бабушка с дедушкой.

Она всегда была в передовиках. Фотография – на Доске почета. Была поездка в Краснодар, на сельскохозяйственную выставку, награждение орденом «Знак Почета», в подарок – швейная машина. Даже своего первенца родила дома, после возвращения с фермы. «Только с МТФ вернулась, а тут роды, – продолжает рассказывать Светлана Терентьевна. – Акушерка прямо дома и приняла первенца. Но всего месяц посидела и на работу, а сына – на бабушку. Тяжело было. С работы приду, посреди комнаты табуретка перевернутая, а там сынок сидит. Свекор Гаврила Давыдович тоже помогал. Он бригадиром работал. Когда внучек подрос, часто брал его с собой на линейку. А вообще жизнь неплохо сложилась. Правда, свекровь была человеком жестким. Все ей было не так. Говорила: «Ты не стираешь, а колбасишь…» Хата была саманная. Как-то говорит мне: «Намеси глины, обдери, хорошо помажь». Я все сделала, а она и говорит: «Хиба цэ ты помазала?! Обдэри и перемажь!» Обидно было, но мы тогда подчинялись старшим, не перечили, поэтому молча ободрала, снова помазала. Думаете, я лучше сделала?! А она пришла и говорит: «Вот, видно, что постаралась…» Приду с МТФ, кушать хочется. Смотрю – кусочек сала и яичко. Съем, а она мне: «Не успела глаза раскрыть, а уже в рот пхае». Но свекор меня всегда защищал. Он ей сказал тогда: «Она же в три часа встала, уже наколотилась, а ты только поднялась». Еще он ей говорил: «Не нравится тебе невестка, мотай на все четыре стороны, а мы с ней будем жить…» А еще помню, как уже сын женился, невестка родила и жила у нас. Дите всю ночь проплачет, а под утро все уснут. Я выйду, ставни прикрою, чтобы поспали подольше, жалко же, а через время они оказываются открытыми. Снова прикрою, все повторяется. Решила проследить и поймала свою свекровь, бабу Олю, на этом деле. Тогда я ей уже сказала: «Мам, теперь уже я свекровь. Ваше время кончилось, теперь я командовать буду. Я не высыпалась, так пусть хоть мои дети поспят».

С мужем они прожили долгую счастливую жизнь, но пять лет назад он умер. Приезжают сын и дочь со своими семьями, помогают. А так она теперь сама себе хозяйка, и уже никто ею давно не командует.

Предыдущий материал
Следующий материал