Новости

Две сестры, две судьбы…


Две сестры, две судьбы…
“Раиса Ивановна и Варвара Ивановна посвятили жизнь работе на селе.”

У сестер Раисы Ивановны Пономаревой и Варвары Ивановны Локоть (в девичестве – Тыщенко) в жизни все сложилось неплохо, хотя и было очень трудно. Они родились и выросли в Шевченковском. В семье их было пятеро. Отец прошел всю войну, вернулся домой, но родители рано ушли из жизни – так уж сложилось…

В 1951 году старшая Варя пошла работать в колхоз. Сначала носила воду работникам в поле. «Принесу ведерко, воду выпьют, а я опять в хутор возвращаюсь, за водой. Потом работала на прополке, на хлопке управляла быками. Через год пошла на ферму. И жили там. Домой бригадир только раз в месяц отпускал. Мне было 15 лет. Испечет мамка булочку хлеба, даст кусочек сала с собой. Это и вся еда. Мамка плачет, и я плачу… Приеду на ферму, пока коров дою, а пайку мою уже и съели, – вспоминает со слезами на глазах Варвара Ивановна. – И вшей мы кормили, и крысы бегали по хате – спать было страшно. И холодно. Бывало, вечером пройдем по берегу, камыша навытягиваем, принесем по кулю – протопим немного».

Так и работала. В 1958 году вышла замуж. Когда в колхозе посадили сады, перешла работать туда. Вместе со всеми сажала деревья в сельском парке. Варвара Ивановна ветеран труда, Почетный донор. Живет в селе с внучкой.

Ее сестра Раиса не закончила даже пяти классов. «Сказала батьке, что не хочу учиться, буду лучше коров доить, – рассказывает она. – Так и пошла на ферму. Сначала дали пять голов, потом добавили до 20. Мне нравилось. Тяжело, конечно, было. Корма сами раздавали, навоз грабарками чистили… Потом вышла замуж. Мужа забрали в армию, я с сыном у свекрови жила. Бабушка старенькая с сыном нянчилась, я также на МТФ работала. Тяжело было жить в чужой семье. Старалась во всем угодить свекрови. Тогда к старшим относились с уважением. Это сейчас молодежь со стариками жить не хочет, общего языка найти не может, а мы боялись, что что-то не так. После работы я коров пасла, доила, хлеб пекла. Однажды так устала – не выдержала, решила уйти к мамке. Собрала ребенка и пошла. А мамка мне и говорит: «Мы тебя замуж не гнали, предупреждали, что мужу еще в армии служить. Но ты не послушала. Теперь иди и живи». Так и вернулась. Потом муж из армии пришел, стало легче вдвоем. Он у меня хороший был, но умер рано – я уже 28 лет живу без него, с сыном и его семьей».

Немного помолчав, Раиса Ивановна добавила: «Жили мы тяжело. Работали вручную, уставали все очень. Но все равно утром рано на работу ехали с песнями и возвращались вечером с ними. Скирду сложим, гонца в магазин отправим, все вместе пообедаем, выпьем и запоем. Вся усталость вмиг проходила». «А как мы праздники отмечали все вместе! – подхватила Варвара Ивановна. – Сейчас уже и не слышно, чтобы по хутору так гуляли…»

Судьбы сестер, как и они между собой, похожи. Больше сорока лет трудового стажа на каждую наложил свой отпечаток. Но они все равно считают, что жили хорошо, хоть и трудно, вспоминая это время со слезами на глазах.