Межмуниципальный отдел по Крыловскому и Павловскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает, что статья 42 ЗК РФ устанавливает, что и собственники земельных участков, и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Так как любой земельный участок характеризуется принадлежностью к определенной категории и имеет установленный вид разрешенного использования, необходимо определиться в двух понятиях:
категория земель – это группа однородных земельных участков, схожих по своему целевому назначению;
вид разрешенного использования земельного участка – это закрепленные на законодательном уровне параметры эксплуатации земельного участка. Земельный кодекс РФ выделяет семь различных категорий земельных участков, среди которых можно выделить земли сельхозназначения, земли поселений, земли особо охраняемых территорий, земли лесного и водного фонда и так далее.
Стоит отметить, что вид разрешенного использования земли заключается в определении вида использования земель исходя из принадлежности их к тому или иному зонированию территорий, осуществляемому органами местного самоуправления. Отметим некоторые из видов разрешенного использования земельных участков: для сельскохозяйственного производства, для дачного строительства, для садоводства, для огородничества, для индивидуального жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, для крестьянско-фермерского хозяйства и так далее.
Таким образом, законодатель закрепил за земельными участками характеристики, определяющие их целевое назначение. В связи с этим государство законодательно закрепило меры ответственности, регулирующие, в том числе, вопросы целевого использования земельных участков на территории страны.
В соответствии с действующим законодательством установлено два вида ответственности за нецелевое использование земельных участков: административная ответственность в виде штрафа и возможность принудительного изъятия земельных участков в определенных законом случаях.
К первому виду санкций относятся положения статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ, в соответствии с которой на физических и юридических лиц может быть наложен административный штраф в установленном размере. Согласно статье 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №354-Ф3), влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:
– на граждан – в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;
– на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;
– на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей;
в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка: на граждан – в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Стоит отметить, что к целям государственного земельного надзора относится деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства.