Новости

На границу – по путевке комсомола


К 100-летию погранвойск

На границу - по путевке комсомола
“”

Большинство из тех, кто отмечает День пограничника в нашем районе, проходили срочную службу в Закавказье, на границах с Ираном и Турцией. Один из них – кугоейчанин Владимир Украинцев.

На границу - по путевке комсомола
“”

– Я знал, что буду служить в погранвойсках, это нам сказали еще на последней комиссии. Из Кущевского района, к которому мы тогда относились, в один день призывались 20 человек, и все мы попали служить в одну часть, – рассказывает Владимир Николаевич. – На «девятке» (краевом сборном пункте) в Краснодаре и дня не пробыли – самолетом в Баку, а оттуда на паровозе с дымком – в Ленкорань, Ленкоранский погранотряд. А непосредственно застава наша была в Астаре. Служба пограничника сложная и очень интересная. Я на заставе встретил три Новых года, но служба прошла на одном дыхании. Мне все нравилось: и порядок, и режим, и природа. О неуставных отношениях, дедовщине мы и представления не имели. Эта служба подразумевает, что, независимо от звания, ты абсолютно должен быть уверен в человеке, который рядом. Застава наша была в 20-ти километрах от части, службу здесь несли 30 человек, офицеры и солдаты были одной семьей. Мы охраняли границу и полностью обеспечивали себя всем необходимым, в том числе продуктами. Был солдат, который постоянно пек хлеб. Ведь в тех краях погода непредсказуема: мог выпасть такой снег, что не проберешься.

Со стороны Ирана таких застав, как у нас, не было. Там были жандармы, и у границы они могли появиться раз в неделю, мы их и в лицо всех знали. У них даже было выражение: русские хорошо границу охраняют, они и со своей, и с нашей стороны нарушителей задержат.

Владимир Николаевич награжден знаком «Отличник погранвойск» второй степени, был участником двух задержаний.

– Первый раз задержали четверых человек, они были вооружены автоматами, но при переходе через границу сопротивления не оказывали. Второй раз – шли три семьи с детьми. В обоих случаях это были курды: на той стороне шла война, а в лице советских солдат они видели защиту, и шли к нам, спасая свои жизни, – все это Владимир Николаевич рассказывал, листая дембельский альбом. У каждого, кто служил, это предмет особой гордости и ценности. Вот только для пограничников они были под запретом: объекты на границе секретные, и срочники подписывали документы о неразглашении на 10 лет. Все фотографии изымались, поэтому, чтобы дома сохранилась зримая память о службе, он свой альбом выслал заранее.

В погранвойска Владимир Украинцев уходил по комсомольской путевке, был секретарем комсомольской организации, а со службы вернулся членом партии. Был участником усиления при проведении партийных конференций в Ереване и Баку. И как раз из-за усиления переслужить пришлось аж пять месяцев. Но пограничники не уходили со службы на заставе, пока не подготовили себе замену.

Следующий материал