Наше время отмечено неуемным стремлением большинства из нас безустанно обустраивать, «глянцевать» свой быт. Мы знаем, какова цена этому удовольствию. Бесконечные судороги – заработать на то, чтоб не хуже, как у людей, нехватка времени ни на что другое, все как в мультике нашего детства о паровозике из Ромашково. Главное – успеть и даже преуспеть. Это ныне фишка, а соловьи и ландыши подождут. Возводим каменные дома за высокими заборами, начиняя их без устали всевозможным скарбом. Но насыщается ли при этом душа человеческая, бывает ли она всем довольна? Между этими судорогами и потугами, именующимися сегодня жизнью, вырастают наши дети, чуждые миру природы, красоты, да порой и нам самим, и друг другу. Мир души, чувств и порывов остается для нас самих непознанной тайной, сокровища эти бывают похоронены еще до того, как успеют расцвесть? Между тем с годами мы начинаем понимать, что именно они оказываются востребованны, но взять их неоткуда. Если бы мы умели останавливаться, как тот паровозик из Ромашково, чтобы послушать соловья, понюхать ландыши, глядишь, и сорняков в виде злобы, равнодушия и неблагодарности было бы меньше.
На эти размышления меня натолкнула одна встреча. Из общественного двора, среди стандартных домов и сараев, не вызывающих никаких чувств, выглянул кусочек детства, видение из прошлого: чисто выбеленный сарайчик, с любовно подвязанными под стрехой крыши узелками и мешочками. Он смотрел приветливо своими крошечными, чистыми глазками-окошками. К сарайчику примыкал крошечный палисадник, окаймленный зеленым кустом слева и выложенный по кругу такими же чисто и густо выбеленными известью камушками. Это, не побоюсь сказать, великолепие было освещено лучами вечерней зари, что добавляло ему несказанное очарование. Поистине нездешний, затерявшийся во времени вечер. Скажете, что ничего особенного. Но откуда и почему столько света, неизъяснимого, тихого, пролилось в душу? Объяснение простое. Только счастливые, по-настоящему любящие могут создавать такие уголки. Нетрудно догадаться, что творцы этого счастья – люди пожилые и небогатые, их счастье – в их детях и внуках. Последние и помогают создавать этот бесхитростный, но трогательный уют. Дабы не подвергать этих добрых людей суду человеческому, который, что греха таить, бывает густо замешан на зависти, я немножко «запутаю следы». Впрочем, зависть здесь может вызвать только мудрость этих простых людей, их понимание – в чем человеческое счастье, их незатейливая, но очень редкая ныне способность жить в гармонии с природой. Отсюда в этой семье много детей, а внуков – еще больше. Как водится, такому дому дается Божье благословение. И вряд ли этим людям нужна слава и похвала от человека, ибо они обрели высшую награду в самих себе. Обретение такой награды порой недоступно людям высокомерным. Их ум иссушен, по словам поэта, «наукою бесплодной», надменен и горд, а Бог гордым противится, и лишь смиренным дает благодать. А «гордость житейская и похоть очей», то есть зависть, являются движущей силой современного мира. Но только к чему он движется? Как известно, эти человеческие пороки, возведенные сегодня в культ, глубоко поражают человеческий ум, лишая способности к здравомыслию. Не на дне ли глубокой пропасти барахтаемся, воображая в слепоте своей, что развиваемся? Не деградируем ли, полагая основанием своей жизни тленные и преходящие ценности, "что моль и ржа ест и воры подкапывают и крадут»? Не ослепли ли, принимая за просвещение глубокое погружение во тьму ошибочных представлений о себе и о мире?
Автор этих строк никого не зовет в каменный век, но хорошо понимает, что наука, как и любая вещь, может быть как во зло, так и во благо. Но если она не помогает человеку познать истину о себе и об окружающем мире, а служит орудием помрачения разума, она становится опасным орудием в руках человеконенавистнических бесовских сил, стремящихся превратить народ в послушную, неспособную к размышлению массу, способную к воплощению преступных замыслов проходимцев всех мастей. Поймем ли мы это, образумимся ли или будем продолжать давать детям именно такое образование? Разве мы не понимаем, что высшее образование у нас не обеспечено рабочими местами, и большинство выпускников вузов трудятся в так называемых «продажах», не реализуя своих природных способностей и знаний, в получение которых вложены немалые родительские средства. Разве мы не видим, что молодежь не стремится идти работать в школу, а учительские коллективы за редким исключением состоят из людей предпенсионного и пенсионного возраста? И повышение зарплаты никак не влияет на эту ситуацию. Разве не понимаем, что натаскивание к ЕГЭ, а именно это сейчас и подразумевается под так называемым образованием, к последнему не имеет ни малейшего отношения. Создатель программы «Майкрософт» Билл Гейтс после четырехлетней апробации ЕГЭ в США предупредил о последствиях эксперимента, об опасности национального краха. Американское руководство услышало, отказалось от этой затеи, но их эмиссары двинулись в Россию…
Никакое знание не может принести человеку и обществу истинной пользы, если оно не облагорожено нравственным чувством. Если оно приобретается с единственной целью – как можно лучше устроить собственную жизнь, порой не стесняясь в путях и средствах. И жить так, как будто мы пришли сюда навеки поселиться. Разве мы не понимаем, что молодая энергия и свежие умы не служат сегодня делу общегосударственного развития, как кое-кто, заботящийся, как правило, только о собственном благе, пытается нас уверить. Знаем, но ошибочно надеемся на «князи и сыны человеческия, в них же нет спасения». Спасти нас сегодня может только истинное просвещение, основанием которого являются веками проверенные и прадедами завещанные высокие смыслы. Смыслы, обусловленные пониманием Божественного замысла о мире и о человеке, его бессмертной, созданной по Образу и Подобию Божьему, а значит самоценной душе. Подводит нас общераспространенное заблуждение о том, что хлеб наш насущный, который нам нужен сегодня, не дает нам возможности принимать во внимание эти высшие смыслы. Поступая так, мы уподобляемся человеку, насадившему в землю лишь бы что, «абы росло». Стоит ли удивляться, что и вырастает непонятно что, «абы було».
Но где мы возьмем таких педагогов и воспитателей в лице тех же родителей, если не посеем в детские души семена живого нравственного чувства? Нам нужно научиться жертвенной любви, а порой от нас не требуется много – просто перестать хотеть быть тщеславными, не бояться слушать голос собственной совести, не полагать славу и почет, земные почести и отличия в основу своей жизни, не бояться пострадать за правду. Ведь главное слово, которое мы чаще всего встречаем в речах Спасителя Иисуса Христа, – это слово «не бойтесь». «Не бойтесь, – говорит Господь, – ибо Я с вами во все дни и вовеки». Не будем бояться претерпеть, ограждая наших детей от чьих-то роковых заблуждений, не будем бояться оказаться в пренебрежении у тех, кто не может или не хочет понять, что механизм современного образования калечит человеческие души. И никакие доводы не могут служить ему оправданием. Претерпевший же до конца в этой борьбе с собственным страхом и неверием, по евангельскому слову, – спасется.
Е. Дорошенко, миссионер-организатор Тихорецкой епархии.