Новости

Дети плачут. Куда бежать и что делать?


На вопросы читателей из станицы Октябрьской отвечает педагог-психолог КЦСОН Людмила Мартыненко.

«Что делать, если четырехлетний мальчик плачет и не хочет ходить в садик? Недавно уволилась его воспитательница, может, в этом причина?»

– Что-то посоветовать, не контактируя с ребенком, не продиагностировав его, это не профессионально.

Нужно разобраться, какой психологический климат царит в группе вашего ребенка. Понаблюдайте за малышом. Поговорите с ним. Конечно, не стоит принимать все за чистую монету, но внимательно выслушивать ребенка необходимо. Постарайтесь понять, какие эмоции он испытывает при общении с воспитателем. При этом аккуратно задавайте вопросы и через позитив узнавайте у ребенка, чем они занимались в садике. Спросите, но не утверждайте, например: «Когда ты балуешься, что делает Вера Петровна?»

Детям сложно понять самим и объяснить другим то, что с ними происходит. Здесь вам может помочь ролевая игра. Предложите поиграть в детский сад. То, как ведет себя ребенок во время этой игры, дает более полную картину, в каких условиях в саду растет малыш. Или вместе придумайте сказку, пусть героями будут реальные люди из садика.

Обычно в группе два воспитателя, выясните, какое отношение ко второму педагогу. Может, вы замечали такую особенность, как к одному и тому же педагогу дети относятся по-разному. Одни будут обнимать, ласкаться, слушаться беспрекословно, с удовольствием ходить в садик именно к этому воспитателю. Другие же, наоборот, игнорировать, демонстративно нарушать запреты и правила. По моим наблюдениям, так бывает, если воспитатель с авторитарным стилем общения. Такие педагоги хотят, чтобы все дети были идеально послушны, не отвлекались, не кричали, быстро бегали только на физкультуре. Но много детей с самостоятельным мышлением, не желающих выполнять общие правила, а значит, с ними труднее договориться и даже понять их. Таким деткам не просто в рамках детского сада, а у жесткого педагога – тем более. Но у лояльного воспитателя-демократа такие дети просто расцветают. Педагог должен учитывать темперамент каждого ребенка, его индивидуальные особенности. Может, просто новый воспитатель требовательный, строгий. Ребенок быстро это успел заметить и выражает протест таким образом. Согласитесь, вашим детям предстоит целый ряд новых руководителей: воспитатели, первая учительница, новые педагоги и так далее. И все они, скорее всего, будут разные и не всегда будут сразу нравиться вашему ребенку, а может быть, и вам. Вполне может быть, что у нового воспитателя много достоинств, и некоторые вещи он делает гораздо лучше, чем прежний воспитатель, но есть какая-то проблема, например, чего-то он категорически ребенку не разрешает делать или чего-то непривычно жестко требует от малыша. Найдите это самое напряженное место. Главное – не упустите то позитивное, что дарит вам жизнь в лице нового воспитателя, увидеть главное, принять максимум пользы и радости от жизненных перемен, какими бы они не казались на первый взгляд.

На эту тему есть мини-тест:

1. Зная, что с утра будет определенный воспитатель, ребенок ищет повод не пойти в садик или капризничает.

2. Вы замечаете, что ребенок старается избежать контакта с воспитателем, даже когда та подчеркнуто дружелюбна.

3. Ребенок прямо говорит, что ему не нравится воспитатель.

4. Воспитатель часто жалуется на плохое поведение ребенка.

5. Воспитатель редко или вообще никогда не хвалит ребенка.

6. Воспитатель при вас старается быть дружелюбным с ребенком, но у вас остается ощущение неискренности.

7. Ребенок предпочитает только одного воспитателя.

8. В разговорах с родителями вы слышали, что другие дети тоже недолюбливают «того» воспитателя.

9. Вам кажется, что воспитатель даже не пытается найти контакт с ребенком.

10. Вы сами слышали, как воспитатель повышает голос на детей.

Итог. Чем больше ответов «верно», тем больше вероятность того, что причина нежелания ребенка ходить в детский сад связана с воспитателем.

«Моя дочь, которой четыре годика, после того, как сменился зал для занятий, не хочет теперь посещать кружок. До этого все было хорошо: в старый зал ходила с удовольствием, все было прекрасно. Что же делать?»

Необходимо поговорить с ребенком и выяснить истинную причину сложившейся ситуации. Если у вас не получится конструктивного разговора, то стоит обратиться к специалисту – педагогу-психологу. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, может, ей некомфортно, плохо, страшно – все, что угодно. Вы не спрашивали преподавателя, можно ли пару уроков поприсутствовать, если проблема в этом? А может, девочка «перебирает» кружки и секции, находится в поиске и еще не определилась с собственными интересами. Подумайте, не является ли желание посещать вашим ребенком данной секции вашей нереализованной мечтой. Иногда так делают родители, если им не удалось осуществить свои планы, и они переходят или возлагаются на их детей. Важно убедиться, что ребенок хочет танцевать, если же нет – лучше поискать другое занятие.