Методическое объединение учителей, ведущих «Основы православной культуры» (ОПК) в школах района, прошедшее в стенах СОШ №3, собрало самых активных педагогов, творчески подходящих к своему предмету. Для кого-то курс ОПК – дополнительная нагрузка к основным дисциплинам, кто-то занимается исключительно духовно-нравственным развитием школьников разных возрастов. Но проблемы и заботы у всех общие.
Как сделать уроки – обязательные или факультативные – интересными и полезными? Как соблюсти грань между образованием религиозным и светским? Обсуждая эти вопросы, педагоги делились опытом на форуме «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» в краевом Доме работников образования. От Крыловского района в нем участвовали учителя школ №3 и 4 Марина Катаева и Наталья Горетая. Организатор форума – краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики края. Это был своеобразный обмен мнениями между властью, педагогической общественностью и духовенством.
Вокруг столько информации, что теряешься, что в ней – правда, а что – нет. Особенно тщательно к подбору материалов надо относиться педагогам, во избежание перекосов в мировоззрении детей.
– В помощь учителю ОПК есть такие источники, как www.pravpoesd.blogspot.ru – «Поезд творческих идей», www.xpam-xpicta.ru – информационный портал храма Рождества Христова г. Краснодара, – рассказала Наталья Горетая. – Можно пользоваться материалами журналов «Фома», «Русский дом», «Покров», книги-учебника «Основы нравственности – беседы по этике для старшеклассников» Р. Янушкявичюса и подборкой видео телеканала «Радость моя» – все это есть в свободном доступе, в интернете. Будут полезны не только детям или подросткам, но и самим учителям и родителям, киноленты, представленные на ХIХ Кубанском фестивале православных фильмов «Вечевой колокол»: «Сирия. Здесь был рай», «Еду, как хочу», «Замороженное время», «Луганская повесть. Комбриг», «Как Спаситель в гости ходил», «Прозрение», «За имя Мое», «Излечить страх».
Наталья Петровна на примере уроков о вреде сквернословия, о выдающихся людях, сильных духом, таких как русский художник, иконописец Григорий Журавлев или современный нам Ник Вуйчич, и в презентации «Учитель – ученик. Беседы о сердечной чистоте» рассказала коллегам, какими приемами можно пользоваться, чтобы донести главные мысли до детей.
Педагоги сошлись во мнении, что нельзя замыкаться на программе по курсу ОПК, надо вносить в уроки разные элементы. Должно быть не только изучение христианской морали, но и библейских сюжетов, которые используются в мировой культуре – искусстве, живописи, скульптуре, и церковно-славянского языка, и традиций, которые есть в обществе, но не всеми правильно понимаемыми. Нужно давать понятие и о других религиях мира, чтобы школьники выросли образованными и хотя бы примерно разбирались в тех «религиозных продуктах» (новых религиозных движениях), которые могут попадаться им на жизненном пути, чтобы избежать ненужных проб и ошибок.
Марина Катаева призвала всех совершенствовать свои навыки и приглашать на уроки интересных людей и также еще раз напомнила учителям об участии школьников в олимпиадах по ОПК: «Аксиос», «Наше наследие» и других.
– Итоги муниципального этапа олимпиады по основам православной культуры, – сообщила Марина Васильевна, – пока обрабатываются, но уже сейчас Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет передал Благодарственные письма за личный вклад и активное участие в организации и проведении муниципального тура педагогам: Ульяне Калинич, Ларисе Милосердовой и Людмиле Снисарь.
Ю. Хитрюк, фото автора.