Памятник, мемориал – каждый, наверное, сразу рисует себе в воображении нечто монументальное, символичное, то, что должно быть увековечено и обязано послужить напоминанием потомкам. О Великой войне и славной Победе, как, например, Вечный огонь при въезде в станицу.
О жертвах гражданской войны, как «Скорбящая мать» на улице Войкова. О тех, кто погиб вдали от дома, сражаясь за правое дело, как «Неизвестный солдат» на территории детского сада «Ивушка». О жертвах политических репрессий, как «Стена скорби», которую открыл недавно в Москве Владимир Путин. Не важно где, важно, что они есть, и молча, но твердо, основавшись каменной плитой на земле, говорят нам о том, что для людей, их поставивших, было и остается истиной…
Но истина у каждого на деле своя. Точнее, она-то одна, но как ее найти, когда вся история человечества – сплошные войны, игры политиков, борьба режимов и прочие неприятности, угнетающие своим появлением и последствиями жизнь простого народа. Тонет истина в море «своих у каждого» правдах. Но повод ли это разрушать старое, точнее сносить показавшиеся неугодными кому-то из властей мемориалы? Помним, как повсеместно ликвидировали у нас бюсты и скульптуры Сталину. Хорошо это, плохо? Мол, борьба с культом личности в народе. Конечно, и речи быть не могло опросить граждан и на основе этого опроса принять решение: снести или оставить.
А в наше время опрашивают, и сам народ эти подписи охотно собирает и без указок: например, как в Орле с памятником царю Ивану Грозному. Орловская статистика, кстати, ненамного отличается от всероссийской: 71% россиян положительно оценивают роль Иоанна IV в истории, и 65% тоже одобрительно отнесутся к такому новому монументу где-нибудь у себя на малой родине.
Кто-то возразит: а опричнина, а убийства невинных людей? Ну, так и Иосиф Виссарионович тоже не отличался спокойным нравом. А памятники ему по России ставят до сих пор. Ближайшие к нам – в Белореченске и в поселке Октябрьском Курганинского района, свежие совсем, в 2015 и 2011 годах установленные.
Но ведь памятники не святым ставят. Это чтобы к лику святых человека причислить, должно быть твердое основание и решение Священного Синода. А для мемориала достаточно одного, но крайне важного для истории события. Для Сталина – Победы в Великой Отечественной войне, для Грозного – расширения российских границ, создания Судебника, наконец. Для Ленина, вождя революции, из-за которой была расстреляна царская семья, – попыток, и порой вполне удачных, уравнять всех в правах и доходах.
Все равно будут те, кто зло посматривает на вылитого в цементе Ильича или наоборот – с ностальгией и любовью по советским временам. Но что было, то было – нужно ли в каждый новый период истории пересматривать приоритеты, разрушая то, что ценили предыдущие поколения?
В Польше вступили в действие «поправки в закон о декоммунизации, согласно которым в стране будут снесены несколько сотен памятников, мемориальных досок и сооружений советского периода, в том числе советским воинам, освободившим Польшу от нацистов». Потому что коммунизм – тоталитарный строй. И потому что «СССР – оккупанты». Вот такая логика. А то, что граждане Советского Союза освободили поляков от Гитлера, то, как выводили из концлагерей выживших, из того же Освенцима – это уже не в счет, получается?
Но в той же Польше негативно относятся к памятникам боевикам УПА (Украинской повстанческой армии, включенной в список экстремистских и террористических организаций, запрещенных в России). В самой же Украине повсеместно красуются изваяния в полный рост Степана Бандеры – символа тамошних националистов… Значит, не все можно в бронзу и монолит выливать, а если кто вылил когда, вовремя от этого «наследия» нужно избавляться. Правительство Польши, наверное, тоже так думает, потому и решило демонтировать мемориалы советским воинам – поди, разберись.
Но не только Зарубежье такими перегибами страдает. И на нашей Отчизне есть памятник поддержавшим в свое время германскую армию генералам: Петру Краснову и Евгению Балабину – это Еланский Казачий Музейно-мемориальный комплекс в Ростовской области. Кто его финансировал, как возникла идея его поставить – наверное, знает только газета «Нью-Йорк таймс», журналисты которой не так давно приезжали брать интервью у инициативного гражданина. Чем оправдываются люди, возлагающие цветы к мемориалу? Мол, перейти на сторону фашистов – это не предательство, это акт протеста против советской власти и так генералы радели за русский народ… Люди наши гибли, их угоняли в лагеря, а кому-то жизненно необходимо было решить вопрос с действующей властью.
Какая бы ни была политика, кто бы ни рулил страной, как говорится, Кесарю – кесарево, но законы совести никто не отменял. Жить по законам страны, платить налоги – это правильно, вестись на призывы что-то «перестроить, разрушить, демонтировать», если это идет в разрез с совестью, – нет.
В последнее столетие люди стали запутываться даже в самих понятиях: «святость», «правда», «освободители» – каждый трактует их как хочет. Только кто-то – на кухне дома, а кто-то – на депутатских заседаниях или в телепередачах, пытаясь переписать историю и настроить людей «внизу» для своих целей, подталкивая общество к противостоянию.
Ю. Яковенко.