Новости

То, что вы хотели знать о перевозке детей


12 июля вступило в силу Постановление Правительства № 761 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Теперь на переднем сиденье можно использовать только детское удерживающее устройство, а на заднем — детское удерживающее устройство или штатный ремень безопасности (только для детей от 7 до 12 лет). В то же время у родителей остались вопросы, по самым распространенным – пояснения дает инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД Светлана Басанец:

– Как известно, до последнего момента существовала возможность, помимо непосредственно детских автокресел, использовать так называемые иные устройства. Причем это не только различного рода корректоры, лямки, адаптеры, но и фактически все то, что могло прийти на ум родителю. Формально это положение освобождало перевозчика от ответственности, но одновременно значительно ухудшало безопасность ребенка. Новая редакция документа исключает возможность использования подобного рода альтернативных устройств.

Для того чтобы подтвердить, что детское удерживающее устройство действительно спасает жизни, только за 2017 год в НАМИ провели более десятка научных исследований, множество мероприятий по государственному контролю и надзору и протестировали более 40 устройств (обычно за год мы испытывали 18-20 образцов, которые продаются в Российской Федерации). Их результаты размещены в открытом доступе на сайте Госавтоинспекции (http://www.gibdd.ru/news/other/art/79297), чтобы родители могли знать, что они покупают. Хорошая новость – появились отечественные производители качественных ДУУ. Но вместе с тем по ряду устройств есть нарекания.

Несмотря на то, что изменения в законодательстве разрешают использовать с семи лет штатные ремни безопасности на заднем сиденье, родителям рекомендуется использовать автокресла до достижения ребенком 12 лет, потому что только такие устройства дают дополнительную защиту, в первую очередь при боковом ударе. Чего как раз не могли обеспечить различного рода «иные» устройства, в том числе и бустеры.

Нормальное кресло – это развитая конструкция с силовым каркасом и самое главное – с боковой защитой, поддерживающей голову, что как раз дает дополнительную защиту. Кресло может фиксироваться как штатным ремнем безопасности, так и системой IS0FIX. При прочих равных условиях второй способ надежнее, потому что кресло более жестко крепится к кузову.

В настоящий момент в Таможенном союзе и в Российской Федерации действуют Правила ООН 44-04, согласно которым детские кресла разделяются по весу на пять групп. Также Россия подписала новую генерацию Правил, так называемое 129-е Правило ООН. В настоящий момент рассматривается вопрос об их внесении в технический регламент Таможенного союза. Когда это произойдет, кресла, сертифицированные по данному правилу, будут разделяться не только по весу, но и по росту. Это более высокий уровень защиты.

Постановление, о котором идет речь, по сути, состоит из трех блоков. Первый касается порядка перевозки детей в транспортном средстве, второй – расположения транспортного средства на проезжей части, третий – изменений в Приложении № 2 к ПДД, точнее, к разделу 1 этого приложения – «Горизонтальная разметка», которая приводится в соответствие с требованиями действующего ГОСТа.

Первое и основное – это новая редакция пункта 22.9 Правил дорожного движения, который регламентирует порядок перевозки детей: «Перевозка детей в возрасте младше семи лет в легковом автомобиле и кузове грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем и устройств, соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей в возрасте с семи до 11 лет включительно в легковом автомобиле и кузове грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX. должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем и устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем и устройств». Запрет на перевозку детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла остался.

На сегодняшний день ремни безопасности в автомобилях, особенно новых, имеют возможность регулировки по высоте, то есть их можно отрегулировать так, чтобы ремень размещался правильно, не проходил через горло. Бывают экстренные ситуации, например, перевозка больных детей, которые не могут быть размещены в детском удерживающем устройстве, или перевозка большого количества детей не позволяет установить нужное количество кресел или их количество ограничено и тому подобное. Не надо забывать, что в отдаленных районах детишки, к сожалению, часто ходят в школу пешком. Водители, исходя из своих моральных установок, подвозят таких детей до учебной организации. Как правило, эти водители не возят с собой такое устройство постоянно, но в этой ситуации он может пристегнуть ребенка ремнем безопасности.

Еще один важный момент касается нахождения ребенка в автомобиле в отсутствие взрослых. Были кризисные ситуации, когда машину с находящимся в ней ребенком эвакуировали. Ранее детским омбудсменом ставился вопрос о том, чтобы обеспечить детей до определенного возраста постоянным присутствием взрослых. Именно поэтому в пункт 12.8 ПДД вводится запрет оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка младше семи лет в отсутствие совершеннолетнего лица. Таким образом, взрослые должны обеспечить постоянное наблюдение за малолетними детьми.

Что касается штрафов за неиспользование детских удерживающих устройств, то здесь изменений нет. Частью 3 статьи 12.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил перевозки детей в виде штрафа в размере 3000 рублей.