Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписаные законы. Традиции тогда становятся действующими, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Народные промысла и ремесла – важная часть традиционной казачьей культуры. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.
В каждой семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и так далее. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил частичку души в немудреную посуду.
Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение подковывать своих коней, ковать брички, оружие и всякую домашнюю утварь считалось таким же естественным, как возделывать землю. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.
Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Если замужняя казачка постоянно дома, то ее малая дочка постоянно вертится возле матери, подражая, помогая и перенимая ее опыт, и тогда из нее тоже вырастает женщина-казачка. Если же мать убежала на работу вне дома, то девочке ничего не остается делать, как, вернувшись из опостылевшей школы, пялиться в телевизор, лазить по бесцензурному интернету да листать глянцевые журналы, которые сегодня формируют своеобразное представление о «счастливой женской доле»…