Внимание! Крыловский РЭС сообщает

18 апреля 2018 года для проведения плановых ремонтных работ будут отключены от электроснабжения жилые дома:

  • с 8.00 до 17.00 в ст. Новопашковская:ул. Краснознаменная № 2 - № 22; ул. Первомайская № 52 - № 76; ул. Школьная № 1 - № 15; пер. Юбилейный № 1 - № 9.


В случае неблагоприятных погодных условий работы будут перенесены.

Редакция газеты Аванагрд

Православие2017-08-31

60 лет у престола Божьего

В 2017 году настоятель Свято-Георгиевского храма города Армавира протоиерей Василий Соболев отпраздновал особый юбилей в своей жизни - 60 лет служения Церкви. Правящий архиерей Армавирской епархии, Преосвященнейший Игнатий, епископ Армавирский и Лабинский, духовенство епархии и многочисленная паства от всего сердца поздравляли отца Василия с этой датой.  Отца Василия Соболева любят и помнят крыловчане: кто-то до сих пор ездит к нему за советом в Армавир, кто-то с любовью вспоминает времена его служения в Свято-Екатерининском храме станицы Крыловской. Его кандидатура рассматривалась в качестве претендента на звание «Имя района» в рамках кубанской поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани», но так как батюшка никогда ничего не просил себе в награду, не служил ради грамот или признания, то его заслуги не «задокументированы». Но заслуги эти – несомненны. И то, что протопресвитер сделал для людей: и православных, и не христиан, и крыловчан, и жителей соседних районов – всегда будет жить в памяти станичников.

В одном и том же голубом плащике

…В 1930-е годы Свято-Екатерининская церковь была закрыта и вскорости разрушена. Этот период истории церкви нам практически неизвестен. В августе 1942 года, после начала оккупации станицы Крыловской гитлеровцами, в станице начал функционировать молитвенный дом патриаршей ориентации во имя Святой великомученицы Екатерины. После освобождения Крыловского района в указанном молитвенном доме был зарегистрирован как настоятель священник Клименко Федот Афанасьевич. С 1945 года у храма сменились пять настоятелей. А 26 августа 1975 года настоятелем Екатерининского молитвенного дома назначают протоиерея Василия Андреевича Соболева. Это сведения из Кубанских календарей, которые хранятся в Государственном архиве Краснодарского края.

По одной из версий,  молельный дом, выделенный православной общине, стал храмом только в феврале 1976 года, когда епископ Алексий освятил для храма станицы, относившейся в то время к Павловскому району, антиминс. Так или иначе, почти 25 лет служения протоиерея Василия Соболева настоятелем церкви оставили неизгладимый след в жизни многих.

О. Василий, став настоятелем, тут же принялся благоустраивать храм и его территорию: к молельному дому был пристроен притвор, батюшка провел газ (до этого здание топилось «буржуйкой»), построил прицерковный домик, появилась трапезная. Можно с уверенностью сказать, что Свято-Екатерининский приход был одним из первых сельских приходов, где возникли библиотека и воскресная школа, причем без указания «сверху». Библиотека насчитывала больше 2000 книг.

Но в прицерковном доме сам батюшка постоянно не жил: его супруга вместе с двумя сыновьями осталась в Армавире, и потому, когда богослужений на неделе не было, священник возвращался домой на электричке, до которой еще нужно было доехать на автобусе, в одном и том же голубом плащике много-много лет подряд... И при этом он успевал утешать страждущих, помогать неимущим: именно для таких людей и был обустроен храмовый домик. Здесь могли жить все, кому нужен был кров: был случай, когда священник приютил на полгода бездомного инвалида, и подобных примеров не перечесть. Около года при о. Василии при церкви жил сирота – теперь он многодетный отец, живет с семьей в Сергиевом Посаде. Одна из женщин, которой помог священник, уехала на послушание в Дивеево, прожила там четыре года. Люди, страдавшие наркоманией, алкоголизмом, те, у кого приключились трудности в семье, бездомные и те, кто не мог пока вернуться домой, – все находили у о. Василия понимание, заботу и кров. Он выслушивал их смиренно – никогда никто не слышал от него поучительных наставлений. Он не был оратором, но приверженность Христу, евангельским заповедям, кротость и всепрощающая любовь, бескорыстие и верность православию делали его тем человеком, к которому тянутся люди отовсюду, тем священником, вокруг которого собирается не просто община, а настоящая семья – в духе братской Христовой любви. Заблудшие, нашедшие приют на приходе, настоятель, постоянные прихожане – все сидели за одним столом, всем наливали борщ из одной кастрюли. И такое отношение к людям давало свои плоды: сколько пришедших за помощью избавились от своих страшных недугов – наркомании и пьянства, сколько семей было спасено!

Если кто на исповеди каялся, мол, воровал, батюшка, мыло, мясо, то священник спрашивал: «Чем тебе помочь, что нужно?» И никто ни разу не ушел от него без помощи – духовной и материальной. Все потому, что в каждом человеке протоиерей Василий видел Христа. Он понимал, что каждый может совершить ошибку и при этом каждый имеет право на покаяние.

Усталость - это не о нем

…Через год после перевода о. Василия (в 2002-м его послали служить в Армавир, ведь в силу возраста батюшке трудно уже было выдерживать дорогу из Армавира в Крыловскую и обратно) у него умер один из сыновей, а затем и жена. Всю жизнь он помогал своему брату-инвалиду детства, жившему в Ростовской области – сам о. Василий родом из Новобатайска. Он часто вспоминал свое детство: отец его Андрей Соболев был сначала сапожником, а потом, в старшем, пенсионном возрасте, стал диаконом (а учился он, между прочим, вместе с будущим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). В семье держали коров – тем и жили.

Родился о. Василий в феврале 1931 года и был назван в честь святителя Василия Великого. Это было время гонений за веру, а скоро наступило испытание войной, разрухой, тяжестью трудов восстановления страны. Глубокую веру о. Василию привили его родители: отец и мать Лидия Федоровна, в девичестве мечтавшая о монастыре, но по благословению старца вышедшая замуж и родившая пятерых сыновей, из которых трое стали священниками.

Начало пастырской деятельности пришлось на 60-е годы прошлого столетия. С марта 1957 года до августа 1975 года местами его служения были: село Мостовское, Армавир, Кореновск, Новокубанск, станица Бесскорбная, станица Вознесенская. Почти везде ему пришлось служить настоятелем. В немногих своих рассказах о том времени батюшка отмечал трудность пути священника: надо было пройти регистрацию в органах советской власти, которой совсем не нравилось оживление церковной жизни, ремонтировать разрушенные храмы, налаживать церковное хозяйство. Этим и занимался батюшка 18 лет на разных приходах Кубани. Были печально-курьезные случаи, когда новокрещеные приходили и просили «раскрестить» их, так как за то, что они стали христианами, им угрожало увольнение с работы.

Крыловская - один из духовных центров Кубани

Это все видела и этому внимала молодежь: при отце Василии на приходе молодежи было больше, чем людей старшего и пожилого возраста. Из этой молодежи вышли несколько священников и церковнослужителей: иерей Сергий Ступак, служащий ныне в храме Троицы Живоначальной г. Батайска; иерей Максим Подобный; пономарь Свято-Екатерининского храма, помощник благочинного церквей Крыловского округа Владимир Пупенко; регент хора храма Святой великомученицы Екатерины Наталья Лазаревич и другие. Среди молодых людей было немало студентов – батюшка некоторым из них (жителям станиц Крыловской и Павловской) помог финансово, чтоб они могли выучиться. В Крыловскую даже приезжали семинаристы, будущие священники, смотреть себе невест из числа прихожанок Свято-Екатерининского храма.

Ехали к протоиерею не только из близлежащих сельских поселений, но и из станицы Павловской, из Тихорецка: знали, что о. Василий выслушает всегда. В тяжелое время, когда представителям власти было зазорно посещать церковь, такие люди ехали в Крыловскую, где их мало кто знал и где они спокойно могли молиться, исповедоваться и причащаться.

Причем те, кто приезжал издалека на вечернее богослужение, оставались ночевать при храме: в домике спали кто на одно-, двухъярусных кроватях, кто на полу. А после долгой, основательной литургии обязательно вместе трапезничали под чтение чтеца. Доброй традицией стала и общая вечерняя молитва: если батюшка оставался ночевать, к нему приезжали вместе прочитать вечернее правило.

Ради смеха к нему шли поспорить сектанты: было это в конце 80-х-начале 90-х годов, когда активизировались многие религиозные сообщества. Приходили, спорили и… оставались, становясь христианами.

Прихожане везли продукты, деньги, но батюшка был бессребреником, себе никогда ничего не брал, все раздавал нуждающимся или употреблял во благо приходу.

Про отношения с местными светскими властями о. Василия можно сказать, что их не было: никогда ничего у властей не испрашивая, он не выступал ни против, ни за них, оставаясь послушным законам и правилам. Во времена советской власти храм открывался специально назначенными для этого людьми – батюшка приезжал и смиренно, держа в руках крест, стоял возле своей церкви в ожидании. На приходе была так называемая двадцатка – коллектив из постоянных прихожан, которых священник просил остаться, когда того требовали обстоятельства. Двадцатка решала разные вопросы прихода. Интересный факт: возглавлявшего 20-ку человека из числа прихожан назначали с разрешения райкома партии. Такой попечительский совет помогал настоятелю в решении разных задач: ремонта или устройства престольного праздника и так далее.

При протоиерее Василии был куплен видеомагнитофон – началась активная просветительская работа: так, видео- и аудиотеку прихода составляли более 100 кассет о приходской, церковной жизни, богослужениях. При этом кассеты тиражировались и раздавались. Андрей Калмыков, входивший одно время в приходскую 20-ку, вспоминал, что роздано было не менее 1000 аудиокассет. Это было тем более необходимо, что время было непростым: то было время сектантской агрессивной проповеди. Цель такой катехизаторской работы была проста: пусть хоть кто-то, посмотрев или прослушав православную проповедь, фильм, задумается, потянется ко Христу, не попадет в сети сектантов, а станет православным христианином. Аудиоматериалы священником, его помощниками покупались в храме Святой великомученицы Татианы, имеющем статус Патриаршего подворья, при МГУ им. М.В. Ломоносова, а также по почте кассеты пересылались из Санкт-Петербурга братством св. благоверного князя Александра Невского.

Кроме того, Свято-Екатерининский приход участвовал в книгоиздательстве: финансируя издание православной литературы через сотрудничество с «Троицким» магазином Ростова-на-Дону, храм получал возможность брать книги по гораздо более низкой цене и по низкой же цене продавать православную литературу в церковной лавке. В то время ассортимент лавки насчитывал до 100 книг – такое количество могли позволить себе продавать только очень крупные городские храмы. Многие издалека приезжали приобрести книги именно в Крыловскую.

Приход о. Василия неоднократно помогал строящимся храмам и монастырям, например Свято-Духовскому Тимашевскому мужскому монастырю. При всем том цены на требы при протоиерее Василии Соболеве были в три раза ниже, чем в любом другом храме. Было тяжело, приходилось терпеть наветы, но батюшка все переносил, никогда не роптал. Даже если на приходе между какими-либо прихожанами возникали склоки, бушевали страсти, о. Василий умел спокойно во всем разобраться и при этом никого не обидеть: сколько бы ни возникало споров, никто из спорящих потом не покидал приход, всегда в конце концов наступал мир.

«Я и мои дети»

Сейчас он уже 14 лет сопричастник скорбям и радостям армавирцев. Несмотря на возраст, батюшка истово трудится на пастырской ниве. Будучи настоятелем Свято-Георгиевского храма, он считал своей первой заботой его благоустройство: постройка притвора, устроение церковной лавки, украшение храма иконами, ремонт полов, покраска стен и так далее. Со временем храм приобрел уютный, приветливый вид, который имеет теперь. Несмотря на близость городского центра и многочисленных офисов, в церковном дворике - мир, тишина, а в храме - возможность спокойно помолиться. Все это давало повод прихожанам с любовью говорить: «У нас - как в скиту». И ничего, если в какой-нибудь день не было желающих помолиться, батюшка всегда говорил: «С нами Ангелы и все святые - служим!» Все горести и радости, тревоги и проблемы батюшка всегда воспринимал спокойно: ему присуще уравновешенное приятие всего.

Некоторые горожане и селяне, заметившие неблагополучие в своем доме, просили именно его освятить их жилище, надеясь на батюшкин опыт молитвы. И отец Василий в свои 80 лет легко, как перышко, взлетал на пятый этаж многоквартирного дома или споро и бодренько перешагивал через ямы и бревна приусадебного строящегося дома. А переживающие за своего батюшку певчие, задыхаясь, едва за ним поспевали. Никому он старался не отказать, всем помочь, невзирая на занятость, годы, несмотря на несение огромного груза людских настроений.

- Мы помним любимую его присказку: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Или сказанное очень тихо: «Гневайтеся и не согрешайте, на ложах ваших умилитеся» (т.е. покайтеся). На жалобы любому был ответ: «Смиряйся». Или пройденное личным опытом: «Ну что же, утром - розы, вечером - шипы, такова жизнь - не унывай», - рассказывают о своем настоятеле армавирцы. В скромной матерчатой сумочке у батюшки всегда были интересные диски, книги историков, проповедников, православных психологов и врачей, разного рода справочная, обзорная литература богословского характера.

Как-то о. Василий сказал: «Вы все мои дети. И когда наступит час Страшного Суда, я скажу Господу: вот я и мои дети». Каждый год на именины хор поет батюшке: «Отец мой духовный, за Вас я молюсь, сегодня пред Вами я низко склонюсь. За чистое сердце, за Вашу любовь я руку целую и кланяюсь вновь».

Ю. Яковенко.

В печати: 22-08-2017 Просмотров: 350 Рейтинг 5.0/1

Поделиться

Всего комментариев: 0
avatar

352080, Краснодарский край, Крыловский район, станица Крыловская, улица Ленина, 27. 8(86161)31-7-76


Главный редактор
Астахова Светлана Леонидовна 8(86161)31-7-76

Главный бухгалтер Медовник Галина Алексеевна


Корреспонденты:

Кайдаш Ольга Николаевна 8(86161)31-1-41

Яковенко Юлия Эдуардовна 8(86161)31-9-31

Любченко Марина Владимировна 8(86161)31-9-31


Рекламный отдел: Дубина Александр Витальевич 8(86161)31-6-51


Электронная почта:
  1. avangard-23@mail.ru (Редакция)
  2. my_ilia@mail.ru (Администратор сайта)
Имя отправителя *: E-mail отправителя: Тема письма: Текст сообщения *: Оценка сайта: Код безопасности *: *Я согласен на обработку персональных данных

© 2018 «Редакция газеты «Авангард»

Сайт газеты "Авангард" зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информациионных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-60222 от 17 декабря 2017.



Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru