Новости

Солдатский платок – это память и боль…


Солдатский платок – это память и боль…

Это слава и пота солдатского соль.

Это мужество павших и гордость живых.

Это подвиг и смерть – не забудем о них.

Солдатский платок - это память и боль…
“”

Не первый год в нашей стране проходит акция «Солдатский платок». Идея ее проведения родилась в канун 70-летия битвы под Москвой, и с каждым годом к акции присоединяются все новые и новые участники. В их ряды влились и учащиеся школы № 13 хутора Тверского. Как рассказала нам завуч школы Ольга Анатольевна Павленко, в работу школьники включились, когда в январе этого года стартовал месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. На полотне ткани размером 40 на 40 см надо было вышить имя ветерана, воевавшего в годы Великой Отечественной войны. Эта кропотливая работа требовала времени и умения, возможно – помощи родителей. Платки ребята несли в школу, где преподаватель истории и технологии Ольга Николаевна Бутенко собирала их в единое полотно. Так к 9 мая совместными усилиями было сшито полотно с 18-ю именами. Конечно, при современном развитии технологии можно заказать полотно любого дизайна, но разве сравнится оно с тем, что сделано своими руками – с душой, с благодарностью.

Среди 18 имен и имя Корчагина Николая Никитовича, который долгое время был директором этой школы. В числе директоров школы был еще один ветеран – Косенко Константин Данилович, а немецкий язык в школе преподавала Мамченко Александра Викторовна, прошедшая ад Освенцима. О них нам рассказала учитель Ольга Николаевна Кандалова: «Это были удивительные люди, высоких человеческих качеств и профессионалы. Но они почти ничего не рассказывали о войне. У Александры Викторовны на руке на всю жизнь остался выжженный лагерный номер. Трудно представить, как человек, пройдя ужасы концлагеря, потом мог преподавать немецкий язык. Но она была очень волевая женщина, при этом могла разрядить обстановку в классе, пошутить. Язык знала отлично и детям знания давала такие же… Война была болью для тех, кто ее прошел, эти воспоминания были слишком тяжелы. Ветераны если и вспоминали какие-то эпизоды, то чаще они были связаны не с боевыми действиями, а с друзьями, какими-то интересными случаями».

Во дворе школы есть памятник, за которым ухаживают дети и преподаватели. По этому захоронению есть разные сведения: по одним – здесь покоятся двое разведчиков, погибших во время оккупации района. Ольга Николаевна Кандалова, беседовавшая со старожилами хутора, на чьей памяти происходили те события, с их слов рассказала, что разведчиков тогда погибло не двое, а трое. Один из них похоронен рядом со школой, а двое других там, где их настигли вражеские пули. Две недели немецкие автоматчики не позволяли жителям подойти близко к погибшим, а когда ушли – уже было невозможно перенести солдат, чтобы похоронить вместе. А поскольку в разведку шли бойцы без документов, имена их остались неизвестны…

Пока дети вместе с родителями и с помощью учителей вышивали свои солдатские платки, у них была возможность подумать о событиях, свидетелями которых они не были. Расспросить о дедах и прадедах, которые, возможно, ушли из жизни, даже не зная, какими будут их потомки, но сделали все, чтобы жили они в свободной стране под мирным небом.

М. Семенова, фото автора.

Следующий материал