Новости

Хоть года пролетели, для нас ты жив всегда!


Хоть года пролетели, для нас ты жив всегда!
“”

87-летний Иван Дмитриевич Пукалов из станицы Октябрьской 73 года вместе со своим родным младшим братом Анатолием Дмитриевичем искал могилу своего отца. Когда в войну семье пришла похоронка, то там написано было только: «Погиб в хуторе Красный». Хуторов с таким названием и сейчас только в Краснодарском крае – 29, а сколько их по России! Да, к тому же, в 40-е года прошлого века хуторов Красных было и того больше. Но Иван Дмитриевич не отчаивался. К поискам и написанию писем в архивы, военкоматы, рай-, крайисполкомы, сельсоветы страны подключились и дети, а потом и внуки. Спрашивали одно: есть ли у вас хутор Красный, где были бои? А потом уточняли, какие бои, и был ли среди воевавших Пукалов Дмитрий Васильевич. Ответили более чем из 90% мест.

– Все молодцы, спасибо людям, которые откликнулись! У меня три мешка писем на чердаке лежит! – рассказывает Иван Дмитриевич. – Хорошо откликались сталинградцы. Когда мы вышли на след отца в Калининском районе, то тогдашний глава муниципалитета нас засыпал письмами, мол, приезжайте, встретим, пошлем машину за вами, если нужно. Так 12 июня 2016 года мы попали к мемориалу Великой Отечественной войны, что стоит на 21 км по дороге от ст. Новониколаевской на Тимашевск. Там и погиб наш отец: фашисты убили тогда 8000 человек, выжили только семеро. Жаль, сестра наша не дожила: только мы узнали о памятнике, и она умерла на 92-м году жизни… Имя отца оказалось первым в списке на памятной табличке. Хотим теперь с братом построить там часовню, хотя бы маленькую. Уже выбрали, какого она будет вида, разговаривали со священником.

Оказалось, хранится в станичном музее Новониколаевской и алюминиевая фляжка, на которой написано: «Лейтенант Пукалов».

Долгое время материалы были засекречены. Спустя столько лет данные, наконец, рассекретили – так и удалось получить выписки из Центрального архива Министерства обороны России и даже найти собственноручно написанную отцом перед уходом на фронт автобиографию в Центре документации новейшей истории Краснодарского края. Знали, что отец учился какое-то время в офицерской школе в Баку, и на поиски хоть какой-то информации о прадеде в Азербайджан летали внуки, и нашли там фото лейтенанта Пукалова Дмитрия.

– А вот самое худшее отношение встретил я в Павловском военкомате, – продолжает рассказ Иван Дмитриевич. – В наш военно-учетный стол ездил три раза – безрезультатно. Спрашивали меня: может, вы думаете, что вам пенсию платить больше будут? Я им отвечал: «Не надо мне ничего, мне 85 лет, мне память об отце надо восстановить!» – «Знаете, сколько вас таких, если все искать так будут!» А ведь так и должны искать! Александр Суворов сказал, что война окончена только тогда, когда захоронен последний солдат, а у нас ведь их – без вести пропавших – десятки тысяч…

Пукалов Дмитрий Васильевич родился в 1903 году 14 сентября в г. Новочеркасске и был отдан в новочеркасский детский приют. Сиротой остался из-за холеры: тетка умерла через 10 дней после его родителей, и крестная отправила его в детдом.

«В 1904 году из приюта я был взят вместо сына крестьянина бедняком Пукаловым Василием Игнатовичем, проживавшем в слободе Большая Крепкая Ростовской-на-Дону области, – писал сам Дмитрий Васильевич 22 декабря 1941 года. – Жил при отце, в 1911 году он умер. В 1922 году я отошел от матери и начал работать по найму у кулаков в слободе Большая Крепкая. В 1926 году я ушел в РКАА и прослужил до 1930 года в Балтийском флоте г. Кронштадта. С 1932 года начал работать трактористом в Приазовском зерносовхозе Приморско-Ахтарского района Краснодарского края (самый большой совхоз края – прим. ред.). С 1935 по 1938-й работал в том же совхозе управляющим отделения №5. С 1938-го был председателем правления Приазовского рабкоопа. В августе 1941-го избран секретарем партбюро Приазовской партийной организации, где и работаю в настоящее время». Последним местом службы лейтенанта Пукалова Д.В. в документах значится 43 ОСБр. (43-я отдельная стрелковая бригада), убит – 22 февраля 1943 года.

Иван Дмитриевич вспоминает, как летом за Ростов шли уличные бои и началась эвакуация. В дорогу дали по мешку муки и мешку соли. Когда доехали до Крыловской, увидели, что здесь уже разграбили сырзавод, началась бомбежка. Гнали скот, НКВД сжигало пшеничные поля, мяли рельсы на главной железнодорожной магистрали: чтоб ничего немцу не досталось. Шли с Ростова перевязанные воины, войска, гражданские на подводах, тянули комбайны. Вся эта лавина ехала ночами, так как днем немец налетал и расстреливал: даже улыбку фашистскую было видно… 12 ночей заняла дорога в Гиагинский район. Там дали отцу Ивана Дмитриевича предписание отправляться в Азербайджан.

…Сын с отцом прощались на холме перед лесом, заплетенным хмелем: «Ну, сынок, ты старший, береги семью, я знаю, что с этой войны возвращаются мало, но зато вы будете жить хорошо. Будешь ты начальником – большим или маленьким. Посмотри, какие люди за тобой идут, такие, как и ты, береги их! Люди – это богатство нашей страны… Я в плен не сдамся: буду беречь себе пару гранат, чтоб, если подойдут ближе, уничтожить и себя, и их». Было это в совхозе «Труд» Гиагинского района, в конце июля. После разговора супруга проводила мужа до речного перехода в последний раз. Через год семья Пукаловых получила похоронку…

Три месяца Иван с сестрой партизанил в Гиагинском районе. Потом их матери посоветовали обратиться по прошлому месту работы отца за помощью – так они попали в совхоз «Новосергиевский» и приехали в станицу Октябрьскую.

Иван Дмитриевич много учился, работал потом на высоких должностях, в том числе директором базы, шесть лет – заместителем председателя сельсовета. Все дети Пукалова Дмитрия Васильевича выросли достойными и уважаемыми людьми: брат и сестра Ивана Дмитриевича поднимали целину в свое время. Все они выполнили завет отца. Не забыли и не дали забыть своим детям.

Ю. Яковенко.

Из архивной выписки:

«…Лейтенант Пукалов Дмитрий Васильевич – командир пулеметной роты, 3 отд. стр. батальона, 43 ОСБр., жена Пукалова Анастасия Г. Проживает в Краснодарском крае.
Старший лейтенант Жмурко Александр Устинович – командир роты I стрелкового батальона, 43 ОСБр., рождения 1922 г., погиб 3 марта 1943 г. Мать Жмурко Зинаида Федоровна проживает в Крымском районе…»

Следующий материал