Мне уже давно хотелось поговорить на тему старости. Но я все никак не могла решиться: в самом деле, как можно проникнуться и правильно понять то, что мне пока никак не доступно? Но если на эту тему рассуждают пожилые, то молодежь к ним тоже не прислушивается: что тут слушать, «все они в таком возрасте ворчат и все им не так!» Парадокс получается. У нас как будто и нет пожилых: все вокруг рассчитано на молодость, на работающих. Развлечения всяческие, фестивали, конкурсы, кафе и хобби, даже собрания институтских сообществ. А что потом, после ухода на пенсию?
Интересно, и, наверное, это знает уже почти каждый, но на каждого работающего вскорости в нашей стране будет приходиться один пенсионер. И так не только в России: условия жизни, как бы курьезно где-то это для нас ни звучало, с годами улучшаются, поэтому продолжительность жизни увеличивается, а рождаемость падает. Человечество стареет. И если раньше считалось, что к своим годам 70-ти надо иметь больше десятка внуков от нескольких детей, которых надо нянчить, то сегодня все не так. Женщины стали больше думать о себе, своей красоте и здоровье и о качестве жизни своих детей: один-два ребенка – норма сегодня. А то и вовсе некоторые просто не хотят (а не просто не могут) заводить детей: они богаты, путешествуют, к примеру, у них все впереди. И на старость у них тоже есть планы. Это не плохо, и не хорошо, это факт.
Но даже у тех, кто живет средним достатком или за гранью бедности (кстати, те же российские исследователи подсчитали и решили, что грань бедности – 16 тысяч рублей на человека), есть чем заняться на старости лет. Кружки, встречи, песни и даже танцы. Сколько восхищений вызывают стильно одетые молодящиеся бабушки и дедушки! Встречаются даже с накачанными фигурами. Да, на фото они выглядят лучше, чем некоторые молодые. Только я вот как представлю, что моя бабушка бы не со мной играла, уроки учила б, а по салонам красоты бегала, так мне прямо плохо становится. Нет, ну если одинокая, то ей никто и не мешает. Только хорошо ли быть одиноким? Встречаться с друзьями – хорошо и нужно, но ведь это не повседневность. Так что там, за сияющей лоском фотографией?
Не буду я говорить и соглашаться с теми, кто рассказывает, как надо бодриться, не стареть и стараться выглядеть на все 100, чтоб от поклонников даже в 80 лет отбоя не было. Каждому времени свое. И если в 80 лет человек старается найти себе пару или весело предлагает распить бутылочку, то это скорее от привычки, чем от стремления найти что-то новое. Молодость прожигали, и в старости покоя нет.
Ну, это все о тех, кому здоровье позволяет. Таким завидуют – кто по-белому, кто по-черному – те, у кого здоровья нет. И это самое бедственное положение. Человек становится зависимым от других – от тех, кто приходит ухаживать или просто помогать. Гложет чувство: «Вот, я стал кому-то обузой». И даже если их уверяют: «Нет, мамуль (или папуля), все нормально, мы тебя любим!», то им как-то не верится. И тот, за кем ухаживают, становится угрюмым и унылым, а от этого всем только хуже. Но такое может случиться с каждым в любом возрасте! И нам надо быть всегда готовыми к таким обстоятельствам. С одной стороны – быть готовым не унывать в своей болезни, а стараться даже в таких обстоятельствах делать день праздником. Для этого достаточно улыбки и взаимного уважения. С другой стороны, надо быть готовым к тому, что кому-то из наших близких понадобится такая поддержка. Учиться понимать, прощать и не злиться. Ведь тот, кого настиг недуг, не виноват в нем. И пусть это тяжкий крест, но не только для ухаживающего, но и для больного. Пожалуй, надо стараться облегчать его друг другу, а не отягощать.
«Горит огонь в очах у молодых людей, но льется ровный свет из старческого ока», – писал Виктор Гюго. «Нам нужно научиться принимать, что мы больше не способны гореть жарким пламенем, но можем сиять тихим светом», – говорил один из православных отцов. В силу обычной физиологии, у молодых кровь бурлит, они движутся резко и быстро, порой даже бездумно – и это тоже хорошо в определенные моменты. Но кто может притормозить, заставить задуматься, помочь советом? Тот, кто все прошел, весь этот путь, у кого за спиной – многолетний опыт. Старость в этом смысле – подарок. Это время, когда ты созерцаешь, а не творишь (или вытворяешь – ну все ведь бывает, правда?). Если молод, то резок. Если стар, значит, прошел через лишения и беды. Старые люди – носители добра в этом мире. И мыслит старик более правильно, и говорит то, что больше всего нужно. Если он готовился к этому, если не боялся постареть, если встретил свое время с достоинством.
Но все всегда упирается в одно: счастлив я или нет. Что нужно для счастья в старости? Этот вопрос мучает многих – был на эту тему проведен всероссийский опрос. И на него нашли ответ, как ни странно: счастливый отличается от несчастного доходом выше 20 тысяч рублей, тремя (или больше) детьми, возможностью ежедневно молиться и верить в Ангела-Хранителя и в воскресение после смерти. Выводы делаем сами.
Ю. Яковенко.
Цитата
«Конец XIX века и начало XX охарактеризовались всеобщей грамотностью и трудовой профессионализацией. Затем из замкнутости домохозяйств на экономическую и политическую сцену вышли женщины. Возможно, первая половина XXI века ознаменуется прорывом в осмыслении социальной роли пожилых людей. Те страны и культуры, которые окажутся в авангарде, получат серьезное преимущество».
Руководитель Исследовательской службы «Среда» Алина Багрина.