В преддверии Нового года каждый из нас подводит итоги года уходящего – и для кого эти итоги действительно стали успешными, так это для учителя-логопеда детского сада № 4 Аллы Васильевны Гаркуши: она стала победителем краевого конкурса «Лучшие педагогические работники дошкольных образовательных организаций» в 2016 году!
Стоит отметить, что прошедший конкурс был сложнее предыдущих: кроме ставших стандартными документов и наработок, нужно было представить видеоролик своего авторского занятия, а также разместить свои рекомендации и материалы на сайте института развития образования Краснодарского края. Так что любой желающий и сегодня может зайти и посмотреть, что такого интересного вносят в свою работу разные педагоги Кубани.
Алла Гаркуша начала работать с детьми еще в 17-летнем возрасте: в крыловском Доме детского творчества педагогом дополнительного образования. Потом устроилась психологом в школу №1, и уже после этого оказалась в садике «Василек», ныне закрытом в связи с необходимостью в капремонте. Там она поняла, что дошкольный возраст – это ее. Имея специальности учителя начальных классов, психолога и логопеда, Алла Васильевна выбрала для себя последнее.
– Работа психолога порой видна только через несколько месяцев, а у логопеда результат виден сразу. Это больше по мне, – комментирует педагог. В нынешнем году она работает по новой для себя программе со средней группой: это адаптированная программа, объединившая два подхода, один из которых рассчитан на занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Но мало быть специалистом в своем деле – от занятия к занятию, от упражнения в учебнике до тренировок детей, нужно еще быть и художником, и сценаристом, и даже уметь монтировать фильмы!
Практически все вечера молодого логопеда проходят в творческом поиске: на работе для этого времени нет. «А бывает, осенит, появится вдохновение – это часто происходит именно по утрам, – рассказывает Алла Гаркуша, – и я бегу воплощать задумки в садик». Чего только не пробовала делать с детьми Алла Васильевна: вместе они рисовали на воде в технике эбру, разыгрывали сказки. Потому нужно и роль Красной Шапочки на себя примерять, и стихи подходящие сочинять. А за этим всем – другая, не видная другим людям, работа: съездить в город на мастер-класс, узнать и научиться эбру самой, купить материалы для рисования. «Дети восхищаются: на их глазах происходит настоящее волшебство! Это потом я объясняю им, что это такие краски, специальная палочка, и так далее», – говорит педагог.
Алла Гаркуша в уходящем году готовила дошколят для участия в конкурсе чтецов «Лабиринт»: монтировали видеозаписи декламаций стихотворений. Интересным был проект родительского университета: прошли встречи под общим названием «Ребенок из Зазеркалья». Оказывается, сегодня чуть ли не в каждой группе каждый 4-й или 5-й – левша, а ведь весь мир сделан для праворуких людей: как помочь ребенку приспособиться – об этом и шла речь на занятиях с родителями.
– В любых вопросах должно быть тесное взаимодействие родителей и детей. Родители говорят: всему научат в садике. Конечно, воспитатель занимается с каждым ребенком, но не зря в конце дня каждого и напутствует: что кому «подтянуть», что повторить, – рассказывает Алла Васильевна. – Но часто мамы и папы «берегут» своих детей: выполняют за него задания, оказывая ему медвежью услугу. Надо и дома давать детишкам новое: что-то раскрасить, вырезать, сейчас, перед Новым годом, – сделать бумажные снежинки… Знаю детей-школьников, которые до сих пор не умеют вырезать снежинки! Пусть малыши экспериментируют – только родителям надо не в интернете сидеть, а рядышком с ребенком, следить за ним.
Об успехах всего коллектива детсада №4 нам рассказала старший воспитатель ДОУ Татьяна Гаркуша: «Ивушка» стала победителем муниципального этапа краевого конкурса среди дошкольных образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы, и достойно показала себя в финале этого конкурса. Коллектив садика представил на суд краевого жюри работу консультативного пункта, созданного в помощь семьям, воспитывающим детей дома, и группам семейного воспитания (ГСВ) – таких групп в учреждении семь.
– Не всегда воспитатели-«семейники» могут обеспечить для своих малышей, нуждающихся в консультации специалистов, такую помощь, – объясняет Татьяна Васильевна. – Потому дважды в неделю работает наш консультационный пункт, и ежеквартально проходят встречи с воспитателями ГСВ. Мы проводим с ними развлечения, утренники, игры. В каждой такой группе – от трех до пяти детей. Есть группа уникальная: Нина Викторовна Катыхина воспитывает в своей группе пятерых, не своих, детей. Своих малышей она вырастила, отправила в школу и… набрала новую группу дошколят!
За интересными новостями, консультациями педагогов «Ивушки» все крыловчане могут следить в публичной группе в «Одноклассниках». В новом 2017 году сад планирует снова попробовать свои силы в конкурсе уже с новой расширенной программой, включающей работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это, по словам Татьяны Гаркуши, сегодня востребованная родителями область. В саду есть дети с ОВЗ, трое имеют инвалидность.
– Эта ниша, может, и заполнена, ведь у нас в станице есть замечательный реабилитационный центр, но и наша работа лишней не будет, – уверена Татьяна Васильевна. И подтверждение этому есть: подобная работа в свое время велась в «Васильке», и на консультации к специалистам учреждения ездили из соседних сельских поселений (села Шевченковского, станицы Новопашковской). Так, волей судьбы попав в другой детский сад, воспитатели перенесли свои наработки из «Василька», дважды выигрывавшего краевые гранты в конкурсе ДОУ, в «Ивушку», и теперь коллектив детсада №4 под руководством заведующей Юлии Лукьяновой покоряет новые вершины педагогического мастерства!
Ю. Яковенко, фото автора.