Кто должен платить за ремонт, если вашу квартиру затопило водой, льющейся с потолка? Правильно, тот, у кого прорвало водопровод. Но если в ситуации с квартирами все очевидно, то с частными домами могут возникнуть сомнения.
«Год назад был такой случай. Приезжаем домой, а у нас отключена вода. Мы позвонили в МУП «Водоканал» – нам сказали, что это из-за порыва. Потом воду дали – видимо, порыв устранили. Месяца через три в квитанции за воду появилась новая строка: долг в 2 054 рубля. Пыталась выяснить, за что. Объяснили, что за устранение порыва. Но ведь я никого не вызывала! И актов никаких не подписывала. Куда мне, старой женщине, обращаться, у кого искать защиты?» – с таким вопросом к нам обратилась жительница ст. Октябрьской Н.В. Медведева.
Мы обратились в МУП «Водоканал», ситуацию пояснил начальник отдела РЭО ВСиС Е.В. Домницкий:
– 16 ноября 2015 года на телефон диспетчера поступила заявка о том, что в станице Октябрьской по улице Колхозной, напротив дома № 86 происходит утечка воды, затапливая двор указанного дома. Аварийная бригада произвела откачку воды и зачистку смотрового колодца, расположенного на центральном водопроводе. Было обнаружено, что утечка воды происходит из поврежденной коррозией металлической трубы подводящего водопровода жилого дома, расположенного по адресу: улица Колхозная, дом № 49. Утечка была устранена путем перекрытия запорной арматуры на месте врезки в центральный водопровод. Жильцов домовладения № 49 дома не оказалось. По завершении работ был составлен акт по ликвидации аварии с указанием стоимости данных работ и передан в бухгалтерию предприятия.
Также редакции нашей газеты МУП «Водоканал» предоставил заявку под номером 386 и акт выполненных работ, в котором указаны виды и стоимость услуг: выезд бригады – 946 рублей; работа спецтранспорта – 877 рублей; потери воды – 12 м куб. по 19,33 рубля, что равно 231 рублю. Итого 2054 рубля. Кстати, потом работники «Водоканала» владельцам дома № 49 (где и проживает читательница, задавшая нам вопрос) воду не подключали: видимо, это сделали сами жильцы, заменив ставший негодным участок трубы (на что они имеют полное право и даже больше – обязанность) и включив кран подачи воды.
Что касается вопроса, кто должен и должен ли вообще платить за порыв, то известно следующее. Пункт 1.2 типового договора о предоставлении коммунальной услуги холодного водоснабжения Крыловским МУП «Водоканал» гласит: «Границей раздела балансовой принадлежности является линия, проходящая через точку врезки подводящего водопровода в центральный водопровод». То есть общая (центральная) труба до врезки трубы частного дома – это зона ответственности предприятия, а все, что после – должно содержаться и ремонтироваться за счет самого владельца домовладения (абонента предприятия).
Правомочны ли действия работников, устранивших аварию, выехавших не по звонку самого собственника, а по сообщению соседей? По этому поводу находим ответ в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, в пункте 35. Там сказано, что абонент обязан «обеспечить ликвидацию повреждения или неисправности водопроводных и (или) канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании, и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, и устранить последствия таких повреждений, неисправностей». А на основании пункта 21 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2013 года № 776 предприятие вправе рассчитать объем поданной воды с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
То есть, как бы обидно и досадно не было владельцу проржавевшей трубы, но платить придется именно ему, ведь следить за ее состоянием должен был именно собственник-абонент.
Ю. Яковенко.