Но это не значит, что все в ней предопределено и расписано, это дар свободы. Эта свобода не означает, что человек волен поступать по своим прихотям, это свобода выбора между добром и злом, жизнью и смертью.
Выбирая в жизни путь добра, что в христианстве означает жизнь в соответствии с заповедями, человек неминуемо вступает в противоборство, в войну со злом как в самом себе, так и вокруг себя. Выйдет ли он из нее победителем или проигравшим, опять же зависит от его выбора.
Самоубийство можно сравнить с ситуацией, когда человек, не выдержав напряжения борьбы, сошел с дистанции, сдался, не видя в себе возможности продолжения борьбы. О чем это говорит? О слабости человека, о том, что он не смог реализовать возможности, заложенные в нем Творцом. И не смог, скорее всего, потому что жил в отрыве от Бога, в неверии, в неведении, что в любом жизненном испытании, постигающем человека, Он стоит рядом, готовый открыться ему, прийти на помощь. Он хочет,чтобы мы таким образом познали Его. Но почему так жестоко? Разве нельзя иначе?
Бог в своем творении разлит повсюду, но мы поражены слепотой духовной и не хотим видеть Его, не хотим признавать, так сказать, его авторство. Это состояние, ведущее нас к вечной погибели, к смерти. А это противоречит замыслу Бога, создавшего нас для жизни.
Любое страдание, испытание может обратиться во благо для человека, в победу, если будет правильно понято и пережито, оно открывает человеку как новые грани и смыслы его существования, так и способствует его совершенствованию. Только неправильно думать, что Бог это делает специально, вовлекая нас в свои жестокие игры-прятки. Согласно святоотеческому учению, страдание и боль – последствие греха, а грех – это последствие нарушений тех правил жизни, что даны человеку в заповедях.
Грех и следующее за ним страдание не приговор к смерти, а лишь сигнал о том, что человек духовно болен и ему нужно лечение. У христиан этим врачом является Господь Иисус Христос, Сын Божий, посланный в мир для спасения больного и погибающего человечества, исцеление совершается жизнью в Церкви Христовой, которая имеет для этого благодатные средства, воссоединяя разорванную связь между человеком и его Творцом.
В Таинствах Церкви человек получает силы, необходимые ему для жизни не только в этом мире, они дают ему перспективу жизни вечной. А вот именно отсутствие этой перспективы и есть камень преткновения для человека, это и есть тот смысл, который Бог открывает человеку, стремящемуся через Бога познать сокровенный смысл своей жизни. Кто-то скажет: все гораздо проще, если рассматривать причины самоубийства человека, они просты и лежат на поверхности. Это или несчастная любовь, или безвыходная ситуация, сейчас мы вообще склонны искать причины наших трудностей в экономической, политической ситуации.
Но все в конце концов замыкается на человеке, а материалистический, марксистский взгляд на происхождение человека – это и есть путь в никуда, в пустоту, порождающий бунт человека против этой бессмыслицы. Но человек выше и больше своей телесной оболочки и, по словам св. Августина Блаженного, призван в этот мир на страдание, чтобы, как искры, подниматься вверх. Самоубийца же уподобляется человеку, получившему дорогой подарок, но будучи неразумным и не сумев оценить и использовать его по назначению, взял и сломал, скомкал его да еще и бросил в лицо дарителю. Это оскорбление, и вряд ли этот человек может рассчитывать на дальнейшее общение с дарителем. Так и самоубийство – это отказ от дара, а так как конечная цель и смысл жизни человека – это его Богоподобие, обожествление и жизнь в Боге, то на что он может рассчитывать, добровольно отказавшись от дара жизни?
В одной притче о справедливости дано хорошее объяснение необходимости борьбы за нее. Мне кажется, что ее вывод можно отнести и к нашей теме. Когда мудреца спросили о том, где найти справедливость, он сказал, что ее можно найти лишь в борьбе. «Но где гарантия, что мы ее получим, ведь мы можем проиграть!» -воскликнули ходоки. На что мудрец ответил: «Вы ее все равно получите, только если победите – тогда как награду, а если проиграете – как наказание». Если учесть, что жизнь после смерти существует, то нам выбирать, чего мы хотим, награды или наказания ?
Е. Дорошенко.