В прошлом выпуске «Светофора» инспекторы ГИБДД отвечали на вопрос читателя о том, нельзя ли не наносить часть дорожной разметки. Как довод приводилось то, что пожилым водителям трудно в ней ориентироваться. Этот момент вызвал противоречивые отклики наших читателей. Одни говорили о том, что хорошо бы вообще ограничить возраст пребывания человека за рулем автомобиля: «Никогда не знаешь, чего ждать от дедушки за рулем. То поворот забудет включить, то наоборот не выключит, вспомнит о чем-то – перестраиваться начинает невпопад…» Другие – напротив, говорили, что пенсионеры за рулем куда аккуратнее, чем молодежь. Они знают свои слабости и стараются быть внимательнее, да и не лихачат. Так представляет ли угрозу для других участников дорожного движения пенсионер за рулем? Об этом мы побеседовали с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения Светланой Басанец.
– «Пенсионер», в данном случае, термин некорректный, правильнее будет говорить пожилой водитель, – говорит Светлана Николаевна. – Как определить эту категорию? Если обратиться к классификации ВОЗ, к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым – в возрасте 75-89 лет, к долгожителям – люди в возрасте 90 лет и старше. В соответствии с документами ООН и Международной организации труда, пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше.
С точки зрения способности управлять автомобилем важен вопрос угасания психофизиологических функций, что связано со старением организма. Перестройка в органах чувств влияет на индивидуальную работоспособность пожилого водителя, на все характеристики управления транспортным средством. Например, динамическая визуальная острота зрения – способность выделять детали движущегося предмета (это очень важно для водителя) – с возрастом понижается. Одним из наиболее предсказуемых изменений в процессе старения является потеря способности к адаптации при переходе из светлой среды в темную. В этом случае яркий свет фар встречного автомобиля будет представлять для пожилого водителя серьезную опасность. Ему потребуется гораздо больше времени для адаптации при смене освещенности (например, при въезде в ярко освещенный тоннель).
Еще одно характерное возрастное изменение – потеря слуха. Специалисты полагают, что 80% населения старше 65 лет имеют снижение остроты слуха. Той или иной степенью тугоухости страдают 70% лиц в возрасте 70-79 лет, 92% – в возрасте 80-89 лет, 100% – старше 90 лет. Но снижение остроты слуха для водителя не так критично, как потеря зрения.
Функциональные изменения, выраженные в моторике, скелетной и мышечной системе, в работе суставов, снижают активность и подвижность пожилого человека, интенсивность любой его деятельности, в том числе по управлению транспортным средством.
С возрастом замедляются психические процессы, снижается критичность мышления, ослабевает кратковременная память, теряется сохранность долговременной, что, несомненно, сказывается на управлении транспортным средством, влияет на скорость принятия решений в условиях дорожного движения.
Если обратиться к статистике, есть такие интересные данные: с 1990 по 2006 год эксперты Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР) изучали связь между возрастом водителей и количеством аварий. По их мнению, смертность водителей в возрастной группе от 18 до 24 лет (что составляет около 27% ДТП со смертельным исходом) вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста. В России среднестатистическая продолжительность жизни 69-70 лет. Тем не менее, численность пенсионеров, по данным Росстата, достигла 41,3 млн. Удельный вес пожилых водителей в Российской Федерации составляет около 23% (в том числе активных водителей – 12-15%), а ежегодный прирост доли лиц данной возрастной группы в общей массе населения составляет 0,5-0,8%. В 2014 году доля дорожно-транспортных происшествий с участием пожилых водителей в общей структуре аварийности составила всего 8,3%. Если учесть, что население нашей страны стареет, не сложно предположить, что и число пожилых людей, вовлеченных в процесс дорожного движения, будет расти.
Имеет ли смысл законодательно ограничить возраст, как об этом говорили читатели, – большой вопрос. Потому что процесс старения хоть и неизбежен, но у каждого происходит по-своему и зависит от индивидуальных особенностей. Гораздо важнее, на мой взгляд, не количество пожилых водителей за рулем, а уровень культуры на дороге. Агрессивные водители гораздо опаснее, а это качество от возраста никак не зависит.