Проблемы современной семьи появились тогда, когда мы стали активно модернизировать свою жизнь, пренебрегая многовековыми устоями и традициями своего народа. Корни этой проблемы уходят в глубину веков, когда Россия-матушка руками своих реформаторов стала активно «рубить окно в Европу», когда обычаи старины глубокой, в том числе и «Домострой», показались отжившими. Долой бороды и дедовские кафтаны, прочь сарафаны, да здравствуют кринолины! И понеслось – русский язык непригоден для великосветской знати, пусть на нем выражается чернь. Нам сподручнее изящество французского. Православная церковь с ее строгими, аскетичными установлениями во всех областях жизни, духовная скрепа семьи и общества, слишком стесняет наше стремление к свободе. Отведем ей очень удобную для нас роль – держать в повиновении простой народ. А сами предадимся свободной любви, увлечению спиритизмом и прочими псевдодуховными практиками и учениями, прожиганию заработанных этим народом средств в карточных играх и ресторанных кутежах. Понимали, что творили? Понимали. Но легкомысленно отмахивались. Рухнула многовековая держава, великая империя. Вместе с ней была разрушена православная церковь, попрана вера отцов и дедов, устои всех сторон жизни подверглись пересмотру. Но самый сокрушительный удар пришелся на семью. Равенство мужчины и женщины. Муж уже не глава семьи, не кормилец и не поилец, и за семью не ответчик. Какое уж почтение и уважение к нему. Очень хорошо эту сторону жизни иллюстрирует один старый фильм, снятый в начале 30-х годов 20 века. По понятным причинам он был положен на полку и показан лишь в наши дни. Идет колхозное собрание. Стоит вопрос: мужское население призывается на военные сборы, кто в колхозе будет рулить, пахать и сеять? Инициатива в руках комсомолки Прыськи. «Бабы! – сверкая очами, восклицает Прыська. – Да хиба у нас руки нэ з того миста ростуть, шо мы биз мужикив нэ справэмось?» Под одобрительные возгласы женского населения и недовольный ропот мужского Прыська побеждает в идейном споре. Она решила и баб убедила, что они справятся без мужиков. Тем ничего не оставалось, как отступить под таким напором. Но они не очень и сопротивлялись – вольница военных сборов и возможность покутить без бабьего глазу привлекала многих. И только один старый дед сокрушенно тряс головой, то и дело приговаривая: «Нэ будэ дила!» В итоге его слова оказались пророческими: мужики, опьяненные предстоящей свободой, до сборов так и не доехали. Их нашла за околицей упившимися вусмерть та самая активистка Прыська. Бабы, оставшись без мужского уравновешивающего и сдерживающего накал их эмоций начала друг с другом переругались. Каждой хотелось себя показать, свой пыл и трудовую прыть продемонстрировать: чем Варька хуже Надьки? Итог: посевная сорвана, мужики деморализованны, бабы растрепаны, дети не кормлены. Конечно, режиссер сгустил краски, утрировал характеры и поступки героев, но правильно схватил и показал опасную тенденцию, выраженную словами умудренного жизненным опытом старика. Нарушен порядок жизни, установленный веками – и «нэ будэ дила!»
Это мы поймем позже, пройдя через мясорубку революционных преобразований. И вновь больше всего пострадает семья. Потому что, глядя на своих растерявшихся и в подавляющем большинстве дезориентированных кризисом мужей, инициативу в руки опять возьмет женщина, ведь детей кормить каждый день надо! Можно ли ждать от нее, надорванной непосильным трудом в две, а то и в три рабочие смены – домашние дела никто не отменял – женской теплоты, мягкости, уступчивости, без которых нет полноценной семьи. Тут не до жиру, быть бы живу!
И вот в таких условиях выросли наши девочки и мальчики. Создавая свои семьи, всей душой желая семейного счастья, в подавляющем большинстве они оказались неспособными к созданию семьи. Потому что они не понимают, на каких принципах строится семья. Жить так, как их родители, они уже не могут и не хотят, а по-другому не умеют. Мы их этому не учили. Понимая, что живем неправильно, мы и сами не знаем, как надо. Ситуация смягчается там, где родители способны активно помогать детям материально. Но эта мера временная, а проблемы растут как снежный ком.
Да простит меня долготерпеливый читатель, который так и не дождался ответа и рецепта в решении животрепещущих проблем современной семьи. Слишком она глубока для того, чтобы исследовать причины в рамках одной газетной статьи. Приглашаю всех к разговору, обмену мнениями, которые могут не совпадать с точкой зрения автора данной статьи. Но это побудит нас думать, искать, и это более ценно, чем выдача готовых рецептов.
Е. Дорошенко, миссионер-организатор Тихорецкой и Кореновской епархии.