Тот, кто страдает от хамства, в основном, сам и провоцирует на такое отношение к себе людей. Как ни обидно это осознавать, но наши доброжелательность, открытость, кротость и интеллигентность могут сыграть с нами же злую шутку. Мы терпим хамство в магазине, в транспорте, в кабинетах госслужащих, от членов своей семьи или просто от случайных прохожих. Но что, если хамство вгоняет нас в состояние страха, растерянности, плохого настроения? Надо ли с этим мириться?
К одному учителю боевых искусств на урок заявился молодой воин, который слышал про учителя и завидовал его славе среди своих соратников. Придя в комнату, где проходили занятия, воин стал оскорблять учителя, высмеивать его. Но тот не реагировал, а спокойно продолжал урок. Ничего не добившись, хам вышел из здания. Тогда ученики задали вопрос: «Почему ты, уважаемый и сильный учитель, никак не отреагировал на нападки и придирки?» На что он ответил: «Когда человек приносит подарок и вы его принимаете, чьей становится вещь?» – «Принявшего этот дар». – «А если не взять подарок? – «Тогда он останется собственностью того, кто его принес». – «Так и здесь. Не принимая хамства, вы оставляете всю эту грязь тому, кто ее принес», – заключил учитель.
Понятно, что если вас задели мимолетом и вы беспрепятственно можете дальше идти, куда шли, или делать то, что делали, то тратить время и силы на неадекватно ведущего себя человека не стоит. Но бывают и другие ситуации.
Оказывается, когда мы выглядим как люди, не имеющие силы, то тот, кто нас превосходит, это чувствует и может отнестись к нам так, как считает нужным именно он. Но показать свою силу – пусть не внешнюю, но внутреннюю – у нас всегда есть возможность. И повергнуть тем самым недоброжелателя в состояние задумчивости или той же растерянности, в какую он хотел бы вогнать вас. Да, конечно, лица мы терять не должны: можно быть интеллигентным, культурным и сильным одновременно; можно, обладая хорошим чувством юмора, оборачивать все в шутку; а можно, если того требует ситуация, научиться жестко и бескомпромиссно отстаивать свою точку зрения, если никакие другие способы на хама не действуют.
Некоторые боятся быть жестче. Нам страшно перейти ту грань, когда мы сами станем на сторону зла. Будьте смиренными и кроткими, любите врагов ваших, подставь правую, если ударили по левой щеке, – кладезь христианской мудрости понимается и принимается многими людьми. Но все это не означает непротивление злу: иначе не выгнал бы Христос из храма торговцев; иначе не было бы христианских воинов, защитников Отечества.
Иногда мы пускаем все на самотек, но иные моменты могут стоить нам самим или другим жизни. Не подготовив себя, не настроив на то, что когда-нибудь придется отстоять свою самооценку, ответить так, как не ожидает этого противоположная сторона, мы можем внезапно попасть в страшную историю. Как, например, вожатые отрядов лагеря на Сямозере: сказали им, что они лишатся своего места учебы, так они и растерялись тут же, не смогли ничего возразить. Так детей берут «на слабо» в компании, унижая и оскорбляя, чтобы те испугались и повелись на уговоры попробовать какую-нибудь дрянь. Так и мы, взрослые, часто сами того не замечая, ведемся на хамское к нам отношение, чувствуя себя униженными, пытаемся «реабилитироваться» в глазах обидчиков. Порой, не зная своих прав, боимся возразить и спросить, и ставим подпись на таком листке, который потом нас же вгонит в долги и бедность. Но нужно ли это? Вредим ведь сами себе.
Ю. Яковенко.