Новости

Жизнь, опаленная войной

Метки: | | |


Фото 1914 года Сотня в которой служил Проценко
Фото 1914 года Сотня в которой служил Проценко

(Продолжение, начало 26 апреля 2016 года, № 44).

Боевые действия в течение всего 1919 года на Юге России проходили с переменным успехом. Однако «красные» неумолимо теснили «белые» воинские подразделения к югу. Все больше и больше наблюдалось дезертирство из частей, воевавших на стороне белого движения. В январе 1920 года 1-я Конная армия Буденного прорвала фронт «белой» армии. У сотника Митрофана Проценко появилась возможность побывать дома. Он расквартировал своих казаков и при полном параде явился к родным. Его встретили как героя, тем более, что на его груди уже было два «Георгия» и медали. Он со своими казаками хорошо загулял и в станице, и на хуторе Белом…

С 10 марта Красная Армия начала прорыв на Новороссийск. Сотня Митрофана Макаровича в составе уже разношерстного войска стояла на подступах к Новороссийску. Митрофан был в звании подъесаула. Ему поставили задачу – до конца держать свой участок обороны, но в порту царили хаос и ужас. Уже никто не пытался упорядочить процесс эвакуации. У причала стояло переполненное судно, а вокруг толпились, орали, лезли вперемешку гражданские и военные. Матросы пытались отцепить трап. Наконец трап каким-то образом столкнули в воду и все, кто находился на нем, оказались в холодной воде. Просто каша из людей и воды. Митрофан советуется с казаками и направляет остатки своего подразделения к месту дислокации кубанских казаков. Общего руководства в последний день эвакуации из Новороссийска уже не было. Каждый спасался, как мог. Донские казаки частично смогли разместиться на поданных морских судах, а вот кубанские остались на берегу. Среди руководства была паника. Предлагали договориться с красными о сложении оружия.

Митрофан вернулся к остаткам своей сотни. Посмотрел на море. Там на рейде, примерно в паре километров от причала, стоял иностранный военный пароход. Из подручных средств сделали несколько плотов (скорее, одно название, что плоты). Никто им не мешал. Попрощались с лошадьми, с друзьями и, раздевшись до кальсонов, взяв с собой винтовки, погребли в открытое море. Оглядываясь назад, казаки увидели, как со стороны порта шла «конная лавина» – красная кавалерия. Гребли досками, прикладами винтовок, отошли от берега метров триста – раздался артиллерийский выстрел и перед ними вырос фонтан от взорвавшего снаряда… «Быстро красные работают», – только и успел подумать Митрофан Макарович. Затем еще один взрыв поближе, и все казаки оказались в холодной мартовской воде, плот развалился на куски. Оружие пошло ко дну, а люди, цепляясь за остатки плота, за все, что держалось на воде, иногда друг за друга, поплыли к берегу.

На берегу их стали сортировать, отводили в сторонку офицеров, решивших сдаться, а группу мокрых, дрожащих от холода «героев» в кальсонах встречали заливистым дружным хохотом. Красный командир построил их и предложил записаться на войну с поляками, которые захватили мать городов русских – Киев. Опять Митрофану повезло: не стали выяснять личности полуголых промокших «отчамах», увели высших офицеров на допрос, а на прибрежной линии остались последние кубанские казаки на раздумье. О чем могли они думать, какое решение принять? Отказаться от войны с поляками – расстрел. «Мне уже тридцать лет, из них больше двадцати я в седле, – размышлял Митрофан Макарович. – Восемь лет воюю, крови пролил – не меряно, голов отсек – больше, чем много, самогона выпил с сотню четвертей, с бабами был – только с гулящими. Где сейчас семья, не знаю, да и задумываться некогда было. Своих детей скорее всего нет, разве что в Турции… Самых лучших, преданных друзей потерял в боях. Пахать, сеять, молотить, наверно, уже и не умею. Все равно умирать. Жизнь окончена! Пойду воевать!» Скорее всего, так раздумывали все, стоящие на том проклятом берегу Черного моря, моря, где последние сопротивленцы готовились к смерти. А умирать им было не страшно – страшно было жить. Страшно посмотреть в глаза отцу, матери, страшно сказать – все, не защитил я вашу землю. Предали нас наши господа, а мы не знаем, что дальше делать, мы рубать головы, прости, господи, можем, а управлять историей мы не можем, мы – трупы, мы мертвяки, только что еще живые. Пойдем на смертный бой с поляками за мать городов русских, за столицу предков наших! За Киев – хоть с дьяволом!

Львовщина, Галиция, другие области – те, что мы сейчас называем Западной Украиной, были заняты Польской армией – они дошли до Киева. А еще поляки заняли запад и юг Белоруссии, часть Литвы. Англия умело «дирижировала» этими процессами. Советская Россия объявила призыв – «Все на борьбу с белополяками!». 1-я Конная армия Буденного была переброшена на Киевское направление.

Начало лета 1920 года были ознаменованы серьезными поражениями Польской армии. Красная Армия уверенно била поляков и теснила к западу с территории Новороссии и Украины. Митрофан Проценко опять воюет – он рядовой кавалерист в составе 1-й Конной армии. Здесь он встречает казаков из 1-го Уманского полка. Митрофан узнает, что его родной полк 10 марта 1920 года в составе 250 шашек, пятеро офицеров сложили оружие и знамена в станице Крыловской (сейчас Ленинградский район), однако казаки не были отпущены по домам. Их держали в резерве, а когда началась активная фаза советско-польской войны, прямехонько бросили на Юго-Западный фронт Красной Армии. Вот так опять повстречались уже совсем не многие оставшиеся в живых герои Персидского похода. Война за Отечество – дело святое. Митрофан профессионально делал свое привычное дело – рубил головы, теперь полякам. Рука набирала и набирала силы, а вот голова стала протестовать. Запах крови уже не пьянил, победы не окрыляли, все больше и больше стал обращать внимание на грязь и смрад самого этого действа – войны. Каждое утро бубнил себе под нос «Боже царя храни!». По привычке звания в красной кавалерии «переводил» в казачьи чины. А время неумолимо шло. Поляки без особых боев оставили Киев, потом чуть ли не в паническом бегстве Умань, Чернигов, на очереди были Львов и Галиция. Митрофан Макарович оказался на Львовском направлении. Красная Армия выбила поляков из Львова, и победители объявили создание Галицийской Советской республики. В мае 1921 года 1-я Конная армия Буденного была расформирована. Основная масса кавалеристов демобилизована, и в первую очередь по домам распустили «неблагонадежных», тех, кто в состав этой армии был переведен из пленных казаков – ветеранов русско-турецкого фронта Первой мировой войны.

Летом 1921 года домой возвращался тридцатиоднолетний Митрофан Проценко. Наполовину лысый и сивый, темные с проседью усы были закручены колечками, глубокие морщины тронули смуглое, молодцеватое лицо, на котором, как на холсте, были запечатлены боль, смятение и страдание целого поколения защитников своего Отечества. На голове – кубанка, одет был в военную гимнастерку без знаков различия, брюки «галифе», на ногах – кожаные сапоги. Под уздцы он вел коня – без коня казаку никак нельзя. К седлу приторочен небольшой мешок, в котором находился личный скарб бывшего «рубаки» и хранилось самое ценное для этого человека – два Георгия и казачьи погоны. Бывший разведчик смог сохранить в горниле гражданской войны эти ценные для него символы.

Из архива музея имени Ю. Кондратюка, по воспоминаниям заслуженного работника культуры Кубани С.И. Проценко.

Подготовил Н. Майстровский.


Полет в вечность

9 марта Юрию Гагарину исполнилось бы 90 лет Большинство экспонатов музея Ю.В. Кондратюка станицы Октябрьской посвящено космосу. В его витринах можно увидеть макеты двигателей космических ракет, гелиоракетоплана, стыковки космических кораблей «Союз-Аполлон» и многое другое. Помнят здесь и о легендарном космонавте Юрии Гагарине, которому 9 марта 2024 года исполнилось бы 90 лет.

Подробнее

Главное в судьбе – найти свой путь

Быстро летит время, а еще быстрее бегут наши года! Женщинам несвойственно говорить о годах, о юбилеях, но о таком красивом нужно упомянуть – Наталья Топчий отметила свое 80-летие! Поздравить эту скромную, красивую женщину пришли члены совета ветеранов Новосергиевского сельского поселения. За чашкой душистого чая она рассказала о своей жизни.

Подробнее

Пригодилась на малой родине

Заместитель председателя совета ветеранов Октябрьского сельского поселения Галина Остащенко рассказала о фармацевте Татьяне Доля: «Она родилась и выросла в станице Октябрьской. Здесь же и пригодилась. Наши жители отмечают ее внимание к каждому, умение терпеливо выслушать, объяснить, что-то посоветовать».

Подробнее

Лучших определят в третьем квартале

В Крыловском районом совете ветеранов прошло расширенное заседание, в работе которого приняли участие глава района Виталий Демиров, его заместитель Елена Рябович и председатель ТИК Крыловская Елена Андреева. На повестке дня стояло несколько вопросов.

Подробнее

«Душевные здесь люди, настоящие»

«Люди там хорошие. Просто замечательные. Сильные, волевые», – так о казаках-добровольцах из сводной казачьей бригады «Дон» имени Архистратига Михаила говорят волонтеры группы «ZМы вместе силаV», побывавшие у них в гостях.

Подробнее

Работу атамана признали удовлетворительной

Состоялся отчетный сбор Крыловского (Екатериновского) районного казачьего общества. В нем приняли участие глава района Виталий Демиров, атаман Ейского казачьего отдела Константин Черный, настоятель Свято-Екатерининского храма иерей Георгий, атаманы и казаки района, главы сельских поселений и другие.

Подробнее

350 казаков выполняют боевые задачи в зоне СВО

На отчетном сборе Ейского отдела Кубанского казачьего войска (ККВ), состоявшемся в станице Кущевской, атаман отдела Константин Черный наградил грамотой председателя Союза казачьей молодежи Крыловского района Сергея Юркова. Семьям воинов Алексея Вахайко и Александра Кравченко, погибшим в зоне СВО, переданы орденские знаки «За веру, Кубань и Отечество» первой степени.

Подробнее

Сладкое лекарство для души

«Надеваю лапти волшебные, беру корзинку со сказками да подарками, иду во леса дремучие да в палаты каменныя. Открывайтесь, затворы железныя, отворяйтеся, двери закрытыя… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Пусть же сказка наяву совершается, чудесами дивными наполняется…»

Подробнее

Музей истории Новомихайловской: погружение в прошлое и связь с предками

После того как в «Авангарде» вышла статья «Шире круг, друзья музея!», на нашу страничку в ВК пришло письмо от Григория Новосельцева, который поделился своим впечатлением от знакомства с музеем. Выдержки из этого письма мы хотим представить вам, наши уважаемые читатели.

Подробнее

Дорогая наша добрая труженица

Наша бабушка Ольга Захаровна Шаманская происходила из рода Хвостик. Это была семья казачьей интеллигенции или «интелигении», как говаривала при жизни бабушка, немало веселя и изумляя меня этим словом.

Подробнее