Проценко Митрофан Макарович родился 16 февраля 1890 года в станице Кисляковской. Учился в церковно-приходской школе. Детство проходило, как у всех детей того времени. С ранних лет работал на земле. У его отца была своя земля в районе железнодорожной будки Кисляковского разъезда. В отрочестве в совершенстве овладел верховой ездой и обращением с холодным оружием. Перед призывом на службу царю и Отечеству его семья залезла в долги (он был вторым сыном). Ему приобрели коня, обмундирование и все, что требовалось для службы в казачьих подразделениях. Стоимость всего приобретенного составила примерно 120 рублей, что было просто огромными денежными средствами для того времени.
Весной 1912 года был призван на действительную службу в станицу Уманскую (ныне Ленинградская) и определен в 1-й Уманский полк, где и проходил курс молодого казака. Там же его отобрали для изучения турецкого языка. В 1913 году полк был переброшен в город Карс (ныне территория Турции). Первую мировую войну встретил на турецком фронте. Сначала русская армия одержала ряд побед, что особенно окрыляло казаков. Здесь Митрофан «попробовал вкус крови». Военные действия носили особенно жестокий характер в связи с тем, что в турецкой армии служили курды (по рассказам самого М.М. Проценко). Они отличались особой жестокостью и бессердечием. Русские казачьи подразделения на голову превосходили кавалерию турок, но они сражались на своей территории, поэтому казакам необходимо было вести постоянную разведывательную и диверсионную деятельность. Митрофан попадает в разведку, которая часто выходит на задания вместе с партизанскими диверсионными отрядами. Разведчики работали и самостоятельно, где требовалось знание турецкого языка, их обычаев, культуры и особенности одежды. На задания казаки уходили без знаков различия и без наград. Документы и награды разведчиков хранились во вьюке на месте базирования. Частенько переодевались в одежды турецких крестьян. М.М. Проценко довольно бегло говорил по-турецки. В спецоперациях уничтожал противника холодным оружием ближнего боя – кинжалом.
Позже принимается решение создать Персидский экспедиционный корпус под предводительством генерала Баратова, в который входил и 1-й Уманский полк. Несколько казаков обучаются персидскому языку. Митрофан был в их числе. Корпус генерала Баратова продвинулся в глубь территории Персии до 800 километров. На своем пути они встречали ожесточенное сопротивление как персов, примкнувших к туркам, так и турецких войск, введенных в Персию с территории Османского государства. В турецкой армии советниками были немецкие инструкторы и наемники. Солдаты противника с ужасом и почтением относились к казакам: к 1915 году они стали профессионалами в военном деле. Митрофан участвовал во всех значимых военных событиях. На его счету были уже десятки поверженных противников.
Ежедневный риск в операциях, частое общение с местным населением, победные настроения после ряда удачных крупных операций притупили бдительность как командования, так и самих разведчиков. За ними уже велась охота со стороны немецкой агентуры, конечно же, с турецкими подразделениями. Они тоже к этому времени многому научились. В один из дней начала 1917 года группа конной разведки, переодетая в одежду крестьян местного племени, которую вел М.М. Проценко, попадает в засаду и в ходе скоротечного столкновения двое друзей Митрофана погибают, двое уходят, пользуясь тем, что Митрофан отвлек противника на себя. В результате тяжелого ранения в голень Проценко теряет много крови. Под ним убивают коня под кличкой Верный, с которым он уходил на службу в армию. Его пленили и практически безнадежного отдали в лазарет. Турки были уверены, что он умрет, поэтому потеряли к Митрофану интерес и несколько раз перепродали его. Он оказывается в итоге у зажиточного хозяина. Митрофана отхаживают травами и разными снадобьями, после чего начинают использовать как рабочую силу. Вскоре он женится на вдове-турчанке. Народная медицина, хороший уход, внимание со стороны жены делают свое дело – Митрофан месяца за три набирает прежнюю силу и прыть и входит в доверие к туркам. В один из дней его забирают грузить боеприпасы на телегу, а затем посылают везти их практически в то место, где он был пленен…. Это был шанс, один на миллион! По дороге, улучив момент, он убивает двоих сопровождающих его турок, садится на коня, второго берет за уздечку и за одну ночь, загнав двух лошадей, прибывает в расположение своей части… После проверки его восстанавливают в звании старшего урядника и направляют в подразделение к есаулу В.Д. Гамалию. Их сотня входит в крупное партизанское диверсионное подразделение под командованием полковника Л. Бичерахова. Здесь он узнает, что в России произошла Февральская революция и царь отрекся от престола.
Конечно, казаки не могли понять смысла всего произошедшего, но они хорошо понимали, что должны воевать за свое Отечество. Тем временем на Персидском фронте активизировались турки. Для Митрофана Макаровича продолжались боевые будни. Бесконечные рейды в тыл врага, уничтожение групп противника, связи с местным населением. Корпус генерала Баратова стабильно держал фронт, при необходимости мог продвигаться по территории Персии, выполняя тактические задачи. Они доходили до Багдада. За год после бегства из плена Митрофан получает несколько очередных и внеочередных званий. К июню 1918 года молодое советское правительство отзывает корпус генерала Баратова с Персидского фронта в Россию. Эшелоны с казачьими войсками прибывают на различные станции Кубани, которая тогда находилась под властью красных. Идет жесточайшая гражданская война. Часть казаков принимает новую власть. Прибывших с Персидского фронта казаков агитируют в Красную Армию, тех, кто сомневается, обезоруживают и отсылают по домам, офицеров и георгиевских кавалеров – под расстрел. Митрофану Проценко повезло: его новые офицерские погоны и Георгиевский крест (как и положено разведчику) – во вьюке…
В Тихорецке они покидают вагоны и с личными вещами отбывают «куда глаза глядят». Гражданская война длилась уже почти год. Митрофан пытается сформировать что-то наподобие боевого подразделения, они перемещаются в станицу Егорлыкскую Ростовской области. Там они услышали про красного казака Ивана Кочубея. Митрофан и его фронтовые товарищи знали его по турецкой войне. Кочубей в то время командовал сотней. К осени 1918 года Красная Армия потерпела ряд поражений в казачьих областях России. Белоказаки стали вести себя более решительно и дерзко. Первые столкновения с сотней Кочубея произошли в Сальских степях. Такие атаки были жуткими по своей жестокости, ведь рубили шашками друг друга бывшие боевые товарищи. Просто в какой-то момент их развела жизнь по разным полюсам. Гражданская война шла по всей территории России, полыхала вся страна. Каждый искал свою правду. М.М. Проценко сражался за присягу, за свою землю.
Из архива музея имени Ю. Кондратюка, по воспоминаниям Заслуженного работника культуры Кубани С.И. Проценко.
Подготовил Н. Майстровский, сотрудник музея.