Человек с раннего детства и до конца своих дней сталкивается с различными проблемами и обстоятельствами. В процессе их решения возникает масса вопросов. И один из таких вопросов, которым человечество задавалось во все времена своего бытия: что такое зло?
Грех – неотъемлемый спутник нашей жизни
Ответ для каждого человека, а особенно для православного христианина, мы находим в источнике нашей жизни и спасения – в Священном Писании. Божественное учение дает нам однозначный ответ: зло есть бунт против Бога, противление Его воле. А противиться воле Божьей означает жить по своей воле, служа страстям и порокам, совершая поступки, диаметрально противоположные делам творения Божьего. Дела эти называются грехом. И действительно, объективно, не загоняя голос своей совести в дальний угол, взглянув на свою жизнь, каждый скажет, что грех является неотъемлемым спутником нашей жизни. При этом не приносящий человеку никакой пользы и удовлетворения в содеянном, а порой полностью разрушающий его жизнь и низвергающий Божью кару на его самого и окружающих родных и близких.
Но Господь наш долготерпелив и многомилостив. Писание гласит, что ни одна мать не может дать столько любви своим чадам, сколько Господь ниспосылает нам, даже отступившим от него вовсе. Примером этому служат евангельские повествования о благоразумном разбойнике, Марии Магдалине, святом первоверховном апостоле Петре и многих других великих личностях святоотеческой истории. Все они имеют различные судьбы, но одно, что связывает многих из них, – это осознание своей греховности и искреннее, глубокое покаяние. Это покаяние Господь по великой своей милости оставил всем нам, и этому мы находим множество подтверждений в словах Спасителя. В Евангелии от Иоанна (Ин. 20: 21-23) говорится: «Иисус же сказал им вторично: Мир Вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся». В Евангелии от Матфея (МФ.16:19) читаем: «…и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешено на земле, то будет разрешено на небесах». И у того же Евангелиста (Мф. 4:17) сказано: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Спаситель дал власть отпускать грехи не вообще верующим, но апостолам и их приемникам, ныне в православном мире именуемым священнослужителями Церкви. Основным элементом таинства покаяния является «священнодействие, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прошения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом», как гласит православный катехизис.
Путь к истинному покаянию
Так, значит, нас на исповеди слышит Сам Творец Вселенной? Ответ на вопрос мы получаем в молитве перед таинством исповеди: «Се Христос невидимо стоит приемля исповеданье твое». А в конце молитвы слышим слова назидания: «ты пришел во врачебницу, но не исцелен отыдеши». Давайте рассмотрим правильный путь к истинному покаянию. По учению Святых Отцов в этом таинстве следует различать три стороны: нравственно- психологическую, благодатную и воспитательную.
Психологической основой является появление в человеческой душе покаянного настроения, жажда иной, лучшей жизни. В притче о блудном сыне это состояние выражено словами: «В себя пришед» (Лк. 15:17). То есть «войди в себя и обратись ко Господу всем сердцем» – призывает преподобный Ефрем Сирин. Но нельзя прийти в себя и открыть свое сердце, если оно заполнено ненавистью к ближним. Прощение грехов друг другу и примирение с ближним является важнейшей заповедью для христиан, и особенно перед таинством покаяния. Далее человек должен вспомнить содеянное, нужно покаянное чувствование своих грехов и слезное сокрушение о них.
Решимость и молитва о прощении
Следующая ступень покаянного подвига состоит в твердой решимости оставить греховную жизнь и положить начало на исправлении. Без такой решимости ни познание своих грехов, ни осознание вины, ни даже сокрушения и слезы не могут привести к истинному покаянию.
В таком состоянии человек подходит к благодатной стороне таинства. С чувством истинного переживания человек произносит у креста и Евангелия соделанные им грехи, так как сказано, что без исповедания своих грехов пред Богом и пастырем освободиться от греховного бремени невозможно. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31, 5).
И завершающей ступенью покаяния является обращение к Богу с молитвой о прощении за все вскрытое пред Ним. «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим, приими меня в число наемников Твоих», – возгласил возвратившийся блудный сын. Или благоразумный разбойник, обращаясь к распятому Спасителю: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Давайте реально взглянем на окружающий мир и, в первую очередь, на самих себя. Пользуемся ли мы этой великой милостью, дарованной Богом? Очищаем ли мы свою совесть от страстей и греховных привязанностей? И ответ далеко не утешителен и не имеет никакой основы для спасения нашей души и достойной жизни здесь, на земле. Причиной этому наше нерадение, а порой сугубая лень в познании и выполнении Божьих заповедей. Но, даже пребывая в таком пассивном состоянии о Боге, мы не отвергнуты Им, и в любой момент, даже в последнюю минуту своей жизни, мы можем обратиться к Нему о прощении своих грехов.
Протоиерей Федор Ефименко.