В Краснодаре открылась выставка работ художников с ограниченными возможностями здоровья.
Здесь самое приветливое солнце. Здесь лазурное море и небо с горизонтом сливаются. Здесь танцует графичный Пегас и хитро щурится кошка-сфинкс. Здесь живет добрая сказка. В этом светлом мире, ожившем в воображении необычных художников и перенесенном на холст и бумагу. Каково это, быть не таким, как все, и творить, не видя взглядом, но сердцем, – мы спросили у Сергея Гриня, участника выставки, которая открылась в краснодарском музее имени Фелицына. Слушая истории таких удивительных людей и глядя на волшебство, которое они создают, вдруг подумалось: нет ничего невозможного, а чудо – осязаемо.
Ты увяз в матрице
История художника Сергея Гриня – это пример любви к жизни, иначе не скажешь. Любви, за которую пришлось бороться.
Десять лет назад тогда еще хабаровчанин Сергей Гринь, молодой инженер лесостроительной промышленности, выпил таблетку жаропонижающего и жизнь его разделилась на «до» и «после». Позже он напишет об этом книгу, где не без горькой иронии сравнит себя с героем «Матрицы», тоже оказавшемся в другом мире после одной капсулы. Книга Сергея называется «Жизнь в раю под черным солнцем», она о периоде, проведенном в больнице. Теперь он может говорить об этом без дрожи в голосе.
Синдром Лайелла привел его к слепоте. Это малоизученное тяжелое заболевание.
– Его еще называют синдром вареного мяса, – абсолютно спокойно комментирует Сергей. – Человек слепнет, его кожа покрывается пузырями как при сильнейшем ожоге, а потом буквально слазит с человека, все тело становится сплошной раной.
Это аллергическая реакция на лекарственные препараты, что и произошло в случае Сергея. Дальше – неправильное лечение и угроза смерти. При таком диагнозе сегодня умирает каждый третий.
– Да, пережил клиническую смерть, потом меня посадили на морфин, потому что думали, что все равно к нормальной жизни не вернусь, – рассказывает Сергей. – Но я выжил, еще и пришлось с «иглы» слазить. Вот об этой борьбе моя книга. Она для всех, кто, может быть, отчаялся. Но надо идти дальше. Жизнь того стоит.
Сергей Гринь выжил. Находясь в больнице и катастрофически теряя зрение, он попросил принести ему красный и черный маркеры – эти цвета лучше всего видны на белой бумаге, а маркер – единственный инструмент, позволяющий провести четкую линию практически вслепую. Так он начал создавать свои удивительные графические рисунки.
Принц-полукровка
А ведь он с пятнадцати лет мечтал стать художником. С того самого момента, как к нему, еще тогда зрячему, пришел первый образ. Тогда над мальчишкой и его рисунком сверстники посмеялись, и он это дело забросил. Но судьбе, видимо, было угодно иначе. Мечта – тяжелой ценой, но привела его к творчеству.
Перед открытием выставки мы находимся в зале музея Фелицына, где сегодня представлены его работы. Приходите и убедитесь сами – они завораживают, они полны символизма. Здесь есть и объемные рисунки – гости выставки закрывают глаза, образы становятся осязаемыми.
– Меня часто спрашивают, что означают мои символы? – рассказывает Сергей Гринь. – А я всегда отвечаю вопросом. А что вы в них видите? Один знакомый однажды пошутил: а может быть это инопланетные ноты и музыка? А месяц назад мой друг музыкант Энди Хардуэйк, который, как и я, несмотря на то, что ослеп, не бросил любимое дело, посмотрел кончиками пальцев одну из моих работ. И то, что он почувствовал, сложилось у него в прекрасную мелодию. Это был настоящий подарок для меня.
Кстати, сам Сергей никогда не дает название своим картинам – он оставляет это право зрителям. Так появилась «Бесконечность», «Водоворот» и «Кошка-сфинкс».
Когда его называют слепым художником, он не соглашается, предпочитая определение «полукровка». Потому что часть своих работ рисует, «подглядывая». Сергей Гринь почти все время своей жизни проводит с опущенными веками: синдром сухого глаза – нет своей слезы. И если глаза приоткрыты, то нужно капать специальный раствор каждую минуту, он считал – тысяча закапываний в день. Но только так он может «подсмотреть» за жизнью. И при сильном приближении видеть то, что рисует.
Живу, потому что вижу
Сергей вспоминает тяжелое время реабилитации и, пожалуй, одно из самых важных решений в жизни – переехать на юг.
– Слепота, конечно, сильно меня выбила из колеи, – будто задумываясь о чем-то очень личном, вполголоса, но без грусти вспоминает Сергей. – Профессию пришлось оставить. Но я не отчаялся, начал искать другие пути.
Так Сергей Гринь решил, что будет жить в Сочи. И все получилось. В 2011 году он переехал и вскоре устроился работать экскурсоводом в художественный музей. Как раз тогда там открывали мультимедийный зал, Сергей сам разработал программу экскурсий и сам сегодня их проводит. В музее также выставлены и его работы. Экспозиция под названием «Живу, потому что вижу».
Ольга Хрисанова, заведующая выставочным отделом сочинского художественного музея говорит о ней так:
– Здесь мы имеем дело с новым направлением в искусстве, где нет устоявшихся веками правил. Где каждый шаг – открытие, каждая работа – словно карта неизведанных земель. Они открываются перед нами, оставаясь закрытыми, дают пищу для размышлений и подстегивают фантазию. Это выставка современной графики, автора, чей путь был столь же непрост и загадочен, как и его работы.
Еще один необычный жанр, который создал Сергей, – это так называемый «астральный портрет» человека. Линии, геометрические фигуры, художник поясняет их значение:
– Внутри черная линия – это дата, цифры, переведенные в такую линию. А сверху графические символы выдают, как я ее называю, оболочку, то есть это именно то, как я на уровне подсознания чувствую и воспринимаю человека, в силу того, что я не могу его видеть из-за осложнений со зрением, но в графическом выражении это будет такой вот портрет человека.
Бог в деталях
Сергей Гринь по-настоящему научился любить жизнь. Он активно занимается спортом. А еще ему удалось стать частью события, важнейшего для нашей страны и особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Однажды его друг Дэви Тамаришвили, председатель общественной организации инвалидов-колясочников «Возрождение», предложил Сергею поучаствовать в подготовке Зимних олимпийских игр в Сочи.
Он прошел обучение и получил сертификат эксперта в оценке уровня доступности объектов для инвалидов. Консультировал обслуживающий персонал, тестировал систему «говорящий город» (речевые информаторы на автобусах, светофорах). И, конечно, – тифлокомментирование Олимпийских и Паралимпийских игр – это описание словами события или предмета в деталях. На зрелищных соревнованиях самое важное – это умение передать эмоции, зарядить ими тех, кто не может видеть действо. Иногда это целый голосовой спектакль, раньше такие были популярны на радио.
– Например, на церемонии открытии Игр Каймановы Острова вышли в шортах и сланцах, и тифлокомментаторы описывали их выход, их лица и шутили, как эти ребята сдерживаются, чтоб не трястись от холода и при этом улыбаются зрителям! Понимаете, это такие детали, на самом деле очень нужные и важные незрячим людям.
Смотрю на Сергея Гриня. В этих темных очках он, и правда, похож на супергероя. Смотрю на него и вдруг думаю: вот так – спастись самому, а потом понемножку, сколько есть сил, спасать других. Наверное, это и есть особая миссия особых людей. Миссия, которая выполнима.
Марина Лусникова.
Маленький слепок обычного общества
На выставке в музее Филицына можно увидеть и работы «Наивных художников Кубани», которые являются воспитанниками краснодарской «Инва-Академии», где проходят обучение и реабилитацию дети и взрослые с ограниченными возможностями здоровья. Ее основатель и организатор Николай Галкин рассказывает:
– В 1993 году в Новотитаровской мы организовали студию. Тогда у нас было всего пять детей. Сейчас в течение года в студии проходят реабилитацию и обучение, а также арт-терапевтический курс не менее шестисот человек. В своем развитии мы прошли несколько этапов. Первый, пожалуй, был самым простым, но трудным, мы искали свой путь, ставили в основном учебные задачи. Учили детей рисовать, осваивали каноническую древнерусскую живопись. С каждым годом задачи усложнялись. Их ставила перед нами жизнь, те проблемы, с которыми каждый день и час сталкиваются инвалиды.
И сегодня «Инва-Академия» по праву может гордиться своими воспитанниками, настоящими звездочками.
– Нам часто говорят, что наша студия – необычное явление, – делится Николай Галкин. – Я так не думаю, наоборот, мы – маленький слепок обычного общества. Мы постарались в обычной студии изменить отношение к детям-инвалидам и к людям вообще. Наша мечта, чтобы через наш пример, наши выставки и мастер-классы нас услышали, поняли, и, может быть, в чем-то общество изменило свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.