В любой семье рассматривание старых фотографий всегда вызывает приятную ностальгию и чувства единения и принадлежности к своей семье. «Ты весь в бабушку», «Ты так похож на отца!», – все это очень часто слышат люди, выросшие в своей собственной семье. Мы не обращаем на это внимание, и, тем не менее, сопоставление себя с родственниками, самоопределение несут огромное значение для осознания собственной целостности во взрослой жизни.
Зачем хранить засушенные цветы и бабушкину вазу
Ни один человек не может существовать сам по себе, ему нужна опора. Для взрослеющего человека опорой является его семья. Каждый из нас хочет знать, где он родился, как рос, на кого похож. Приемный ребенок нуждается в этих знаниях больше остальных. Но разрыв с кровными родственниками всегда вызывает нарушение самоопределения ребенка. Многие воспоминания настолько нечеткие, что не могут служить основой для формирования личности. Многие дети, пережившие не одну семейную драму и попавшие в приемную или усыновившую их семью, имеют трудности с осознанием себя. Кто я? Каков я? Какова моя роль, и где место в жизни? Знание о своих предках и своей семье – «чувство корней» – тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни».
Семейная история воплощается в семейной родословной, семейной автобиографии, реликвиях, фотографиях. Реликвиями могут быть: иконы, обручальные кольца, украшения; предметы, связанные с рождением, памятными датами (бирки из роддома, первый молочный зуб, подарки к юбилею); предметы, связанные с домом, семейной трапезой как ритуалом объединения людей (серебряные ложки, «фамильный» фарфор); часы, природные предметы (засушенные цветы, горсть земли, камни) и предметы, сделанные собственными руками. Для ребенка-подростка особенно важна потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье – это необходимое условие для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности. А сумма знаний о себе и своей семье, истории и традициях семьи эмоционально питает и защищает ребенка.
Создать вместе альбом – как окунуться в другой мир!
На встречах, занятиях и просто в беседе с замещающими родителями, а также с гражданами, проходящими обучение по программе подготовки замещающих родителей в обособленном подразделении ГБУКК «Краевого методического центра» в Крыловском районе, желающими стать в будущем замещающей семьей, большое внимание уделяется этим вопросам. Многие родители охотно откликаются на просьбу вместе с детьми оформить «Книгу жизни ребенка» или фотоальбомы «Моя семья», пишут о традициях и обрядах своей семьи. Процесс оформления сближает и дает повод поговорить о чувствах, воспоминаниях, если они печальные – поддержать друг друга, если радостные, то разделить радость. Многие семьи чтят и оберегают память предков. Опыт наших прадедов выживать в условиях войны, голода, выстоять и научиться радоваться каждому прожитому дню помогает и нам пережить жизненные трудности. Достаточно вспомнить обычаи и традиции казаков! Какой богатейший опыт духовно-нравственного воспитания несет он в себе.
Казачьи заповеди
Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа: не убей, не укради, не прелюбодействуй, трудись по совести, не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай от врагов свое Отечество. Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно. Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить». В казачьих старообрядческих семьях существовал запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали ограничения. Выпивать можно было только вино.
Семьи на Кубани были большие, в связи с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше, ведь, помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические: на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с пяти-семи лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.
Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь – место духовного общения.
Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов.
Без благословения родителей нельзя было начинать никакую работу, не принимались решения по наиболее важным вопросам. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Разводы у казаков были редчайшим явлением.
Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семьях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями!
Н. Кочанова, ведущий специалист подразделения методического центра.