Наверное, почти каждый из нас слышал или видел по телевизору истории о том, как, казалось бы, совершенно чужие люди брали в семью ребенка-инвалида и выхаживали его так, что никто из врачей и представить не мог, что такое возможно. Такие чудеса творит любовь. Ребенок-инвалид, ребенок с ограниченными возможностями – приговор или возможность помочь маленькому человеку преодолеть все трудности вместе? Как решаются будущие приемные или замещающие родители на такой ответственный шаг? На эти темы мы поговорили с начальником отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Крыловский район В. Вербовой и главным специалистом отдела Л. Ивановой.
«Тяжелый» отказник навсегда остается без мамы и папы
Бытует мнение, что отказники в роддоме – это, в большинстве своем, дети с тяжелыми заболеваниями. Но, как показывает опыт, это не совсем так. «Родители, оставляющие своих детей в роддоме, зачастую даже не интересовались здоровьем новорожденных», – рассказывает Валентина Николаевна. И хотя отказники в роддоме – крайне редкое явление в Крыловском районе, но таковые все-таки есть. С 2006 по 2012 год в родильном отделении ежегодно оставался один ребенок, которого бросила мать. С 2006 по 2015 год – всего восемь детей, из которых четверо не подлежали семейному устройству из-за тяжелых диагнозов.
В нынешнем году своего малыша оставила 14-летняя девушка. Она приехала в наш район из Ростовской области погостить, пожаловалась на боли в животе, оказалось, – беременна. Рожала в Краснодаре: у ребенка сразу выявили проблемы с дыхательной системой. Пока он лежал больше месяца в краевой больнице, мать выписалась и находилась в Крыловском районе. Когда грудничка перевели в Крыловскую районную больницу, мать находилась вместе с ним в детском отделении. В итоге она решила, что забирать его не будет: все родственники ее были против, отца ребенка, конечно, никто и не видел. Молодую женщину забрал ее отец, а малыш, который без трубок не может ни дышать, ни есть, остался без родителей. Из-за тяжелых диагнозов он не подлежит передаче в семью, сейчас он находится в Краснодарском доме ребенка.
Помощь всегда рядом
Основная масса детей в нашем районе, подлежащих устройству в семью, это дети тех граждан, которых лишили родительских прав. «В настоящее время в действующих замещающих семьях (опекаемых и приемных) – 119 детей, из которых 16 человек – с ограниченными возможностями и пять – на инвалидности (инвалиды детства), большинство которых находятся под опекой родственников», – рассказывает Валентина Николаевна.
Восемь из 16 детей с ограниченными возможностями находятся под опекой посторонних граждан. Эти дети брались в семью в дошкольном возрасте. В основном, педагогическая запущенность таких детей, что включает в себя отставание в развитии, появилась именно из-за родных, то есть биологических, родителей. Многие из-за этого не смогли пойти в обычную школу, а если кто и ходил, то с отставанием по программе. После устройства в замещающие семьи некоторые дети догнали сверстников и остались в общеобразовательных школах, а остальные обучаются в коррекционной школе-интернате.
Что примечательно, попадая в интернат, дети меняются в положительную сторону. К примеру, был такой случай, что мальчику тяжело давалась программа в средней школе, начались придирки учителей, двойки, конфликты с одноклассниками. Школьник начал замыкаться в себе, уходить из дома, хотя ни давления, ни насилия в замещающей семье не было и быть не могло. Когда его перевели в коррекционную школу, он изменился полностью: он – отличник, везде активен, участвует в кружковой деятельности, у него появились друзья, мальчик перестал замыкаться в себе. В общем, все проблемы прошли.
То есть родители должны знать, что подобные ситуации не редкость, если в семье – опекаемый ребенок с ограниченными возможностями. Главное в моменты, когда есть проблемы с воспитанием, поведением, учебой, не опускать руки, ведь помощь всегда рядом: можно обратиться и в отдел семьи и детства, и в подразделение краевого методического центра – к главному специалисту Н. Кочановой.
Должна быть любовь!
Конечно, родители видят, каких детей берут в семью, с какими отклонениями, заболеваниями и диагнозами, ведь краевое медицинское освидетельствование обязательно для всех детей. Но тот, кто решает взять ребенка в семью, на это освидетельствование особого внимания не обращает. «Хорошо, есть – значит, будем бороться», – с таким настроением и принимается ответственный шаг. «Те, кто смотрит первым делом на медицину, а потом на ребенка, как правило, не готовы принять ребенка в семью, хоть здорового, хоть с отклонениями, – уверена В. Вербовая. – Если ты увидел, что это «твой» ребенок, то приходит уверенность: я буду его лечить, с ним заниматься, все делать для того, чтоб он вырос нормальным».
«Взять ребенка с отклонениями в семью на воспитание – это крайне большая ответственность, – говорит Лилия Юрьевна. – Перед этим необходимо все хорошенько взвесить и только тогда принимать решение. Не слушать ни советов коллег, ни друзей-знакомых, которые будут говорить что-то вроде «ой, да зачем он тебе нужен!» или «да, бери, зарплата хорошая!» и тому подобное. Это должно быть именно ваше решение! Обязательно нужно пройти школу приемных родителей: там расскажут, с какими трудностями придется столкнуться родителям. После этого вы поймете: сможете ли все это выдержать, хватит ли сил, не пропало ли желание после того, как узнали, что вас может ожидать».
Это решение не принимается спонтанно: увидел по телевизору детдомовца с диагнозом – «ох, жалко, все, я его возьму!». «Надо сказать, к нам такие люди больше двух раз и не приходят: у них самих со временем пропадает случайно возникшее желание. Потому что жалость – это не то чувство, с которым нужно принимать ребенка в семью, – заключает Валентина Николаевна. – Должна быть любовь».
Ю. Яковенко.