Одним из аспектов безопасности на дорогах является правосознание, культура поведения и ответственность участников дорожного движения. Мировой опыт свидетельствует о том, что основные причины ДТП кроются в психических механизмах регуляции деятельности водителя, а точнее – в неумении управлять собой, как следствие – агрессии и опасном поведении по отношению к другим Участникам дорожного движения. Вот и в рамках Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП, утвержденного Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым, подготовлены поправки в Правила дорожного движения. В частности предусматривается их дополнение понятием «Опасное вождение». Мы поинтересовались мнением по этому поводу водителей Крыловского района.
Олег Кочаров, водительский стаж 11 лет:
– Необходимость такого решения явно назрела, потому что водителей с неадекватным поведением на наших дорогах хватает. Вопрос в том, как это понятие будет трактовано и применено в реальной жизни.
Самому мне не приходилось на дороге сталкиваться с откровенными хамами. Аварийные ситуации случались, но скорее, по невнимательности. Это нечто иное, человек все-таки не со зла так поступил.
Александр Лобов, водитель с трехлетним стажем:
– Безопасность на дороге – это наша жизнь и безопасность, нас и наших близких. Надо понимать, что ты здесь не один, что в других автомобилях могут быть дети. Часто, когда происходит авария, один из водителей просто становится заложником ситуации.
Мне приходилось сталкиваться с водителями, которые водят экстремально. В городах таких больше, но есть и у нас. В конце лета ехал в Крыловской в сторону центра ночью, на перекрестке с улицей Первомайской меня на большой скорости обогнала одна машина, а следом – и вторая. Парни просто устроили гонки по ночной станице. Таких водителей, безусловно, пора поставить в рамки.
Виктор Панченко, водительский стаж два года:
– Думаю, у принятия поправок есть и плюсы, и минусы, смотря что считать агрессивным вождением. То, что одни считают нормой, для других неприемлемо. Кроме того, человек может нарушить правила, чтобы уйти от столкновения, при этом выехать на встречную полосу. Он при этом создает опасность для других участников движения? Можно ли трактовать его действия как агрессивное вождение? Ситуации на дороге бывают разные, важно то, как действия водителя будут восприняты и трактованы.
А то, что водить надо аккуратно и уважать при этом других водителей – это неоспоримо.
Напомним, что понятие «опасное вождение» означает создание водителем опасности для движения, – невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущество, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, необоснованное резкое торможение, препятствование обгону. Оно характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени. В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.
Проект постановления в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения на Едином портале для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru). Высказать свое мнение по поводу поправок можно на сайтах МВД России (www.mvd.ru) и Госавтоинспекции (www.gibdd.ru), поучаствовав в социологическом опросе.