Очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав началось с рассмотрения материалов об административном правонарушении в отношении женщины, которая «ненадлежащим образом занималась воспитанием и содержанием» 12-летней дочери. Что кроется под этой фразой? Каким же образом надо «заниматься воспитанием» своего ребенка, чтобы тебя привлекли к административной ответственности?
В отношении женщины было составлено два протокола. Один от 20 февраля 2015 года, второй – от 9 апреля 2015 года. На прошлое заседание комиссии она не явилась. Было принято решение на заседание доставить ее принудительно. Вот только некоторые выдержки из протоколов, составленных сотрудниками полиции: «На момент посещения в доме находилась несовершеннолетняя дочь 2003 года рождения, старшая дочь 1991 года рождения с малолетним сыном, а также посторонние взрослые мужчины, которые, как и мать несовершеннолетней девочки, были в сильном алкогольном опьянении… В доме видны были следы застолья, пустые бутылки из-под спиртного, а также две бутылки водки, которые гражданка выхватила, выбежала с ними на улицу и разбила о землю, пояснив, что водка не достанется никому. Осмотрев жилище, полицейские констатировали, что в доме грязно: на полу – мусор, дрова разбросаны по всей кухне, около печи лежат окурки (значит, в доме курят). Взрослые находились в комнате в грязной обуви. Постели были не заправлены, чистых постельных принадлежностей не было. В прихожей и комнате – пустые бутылки из-под спиртного, приготовленной еды не было. На вопрос, почему в доме такой беспорядок, женщина ответила, что у нее все нормально». Членам комиссии мать пояснила, что были праздничные дни, а дочь была на улице, играла на детской площадке. Она всячески старалась себя оправдать. В ходе заседания выяснилось, что ранее она была лишена родительских прав в отношении двоих детей, вдобавок не так давно осуждена, но получила отсрочку на два года, пока младшей дочери не исполнится 14 лет.
Была на заседании и еще одна мама, которую также доставили сотрудники полиции. Ее несовершеннолетний сын обучается в школе-интернате. Целую неделю мальчик находится под присмотром учителей и воспитателей, но педколлектив озабочен тем, что по выходным и праздничным дням мальчишке просто некуда деться, потому что мать постоянно в загулах. Вот и на комиссию ее доставили в алкогольном опьянении: женщина, видимо, с трудом понимала, где она находится, плакала, а было всего девять часов: то ли с вечера пьяна, то ли с утра на грудь приняла. На комиссию вызвали одного папу, который так хорошо «погулял» со своим другом, что выгнал из дома жену вместе с детьми (старшему ребенку семь лет, среднему – четыре, младшему – пять месяцев), закрылся в доме, и пока его гость не ушел, дети мерзли на улице. Мужчина ссылался на то, что ничего не помнит. Было рассмотрено еще несколько дел в отношении горе-родителей, которые за стопкой забывают о том, что они обязаны заботиться о собственных детях.
У писательницы Ольги Муравьевой есть такая фраза: «Сначала научите ребенка быть счастливым, а потом учите его алгебре, химии, языкам, экономике и прочей ерунде». Глядя на родителей, которые бывают на комиссии, можно с уверенностью сказать, что это сказано не для них. О каком детском счастье можно говорить, когда ребятне порой приходится буквально выживать?! Комиссия хоть и называется «по делам несовершеннолетних и защите их прав», больше мы рассматриваем дела в отношении родителей, которые не могут дать своим детям элементарного – любви, потому что думают только о себе. О каком счастливом детстве можно говорить, если в доме чужие пьяные дядьки, холодно, грязно, нечего есть?
Слова есть слова, а на бумаге трудно передать весь ужас того, в каких условиях могут жить и, что самое страшное, живут дети. Есть известная цитата: «Дети как губка впитывают все: слова, манеры и запахи окружения, и со временем создается очередной живой запрограммированный механизм, обреченный быть счастливым или несчастным только в рамках своей программы». Насколько счастливым выходит из дома ребенок, где нет нормального постельного белья, а порой даже места для сна, где нет горячего завтрака и вкусного обеда, где в школу никто не провожает, а встречают пьяные родители, где дом больше похож на свалку, чем на теплый уютный семейный очаг? С какими мыслями он уходит из него и с какими возвращается? Как его встречают в школе, в среде сверстников? Как ему живется в рамках своей «программы»? Детство его никто не назовет счастливым. Хотя любой ребенок бывает счастлив своими маленькими радостями. А рядом живут другие дети. Их любят родители, они обласканы бабушками и дедушками. У них есть любимые книжки, игрушки, сотовые телефоны, компьютеры, велосипеды. Дома у них тепло, уютно и вкусно пахнет приготовленной мамой едой. Для одних родителей дети – это счастье, обязательства, а что они для других? Если для одних детей детство – это счастливая пора, то для других – тяжкое бремя!
О. Леонова.