Новости

Аудит пожарной безопасности

Метки:


В последнее время со стороны государства уделяется большое внимание развитию института независимой оценки пожарного риска (далее – НОР). Это понятие возникло с вступлением в силу Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по сути революционного нормативно-правового акта в области пожарной безопасности. Положения закона систематизировали в себе более 150 тысяч требований пожарной безопасности, содержащихся более чем в 1,5 тысячи нормативных документах по пожарной безопасности.

Из положений статьи 144 Технического регламента следует, что одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является независимая оценка пожарного риска или так называемый аудит пожарной безопасности. Таким образом, «пожарный» аудит — это оценка состояния пожарной безопасности объекта защиты, проводимая независимой экспертной организацией, имеющая соответствующую аккредитацию и осуществляющая деятельность в области оценки пожарного риска.

Порядок проведения аудита пожарной безопасности изложен в Постановлении Правительства РФ от 07.04.2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

Процедура независимой оценки пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию. Согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ № 304, независимая оценка пожарного риска включает следующее:

1. Анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты.

2. Обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

3. В случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», – расчетов по оценке пожарного риска.

4. Подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения, разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (заключение), направляемого (вручаемого) собственнику. Заключение, представляемое собственнику объекта, – это результаты проведения независимой оценки пожарного риска, выводы о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а в случае невыполнения – рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

В результате проведенной оценки собственник объекта защиты получает объективный отчет о состоянии пожарной безопасности на объекте, выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, за которые предусмотрено наказание в виде административного штрафа и пути их устранения. Специалисты, проводящие независимую оценку, предложат собственнику оптимальные пути приведения объекта защиты в пожаробезопасное состояние, что поможет сэкономить значительные финансовые ресурсы.

Действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 07.04. 2009 г. № 304) определена обязанность направления заключения в территориальный орган государственного пожарного надзора. Что, в свою очередь, является основанием не включать объекты, прошедшие указанную выше процедуру, в план проведения плановых мероприятий по надзору. Существует мнение о том, что при наличии положительного заключения НОР проверка органами Федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности.

В соответствии с действующим законодательством, объекты, получившие положительное заключение НОР, не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение трех лет, а объекты защиты, используемые (эксплуатируемые) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, могут планироваться к проведению плановых проверок по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР. При этом планы проверок на предстоящий год подаются органами ФГПН в прокуратуру не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, объект защиты может быть запланирован к проведению проверки. Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена.

В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390.
В случае несоответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке, в том числе, будет проверяться выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.

Необходимо отметить, что независимая оценка пожарного риска имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими формами оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Во-первых, проведенная независимая оценка дает собственнику объекта защиты объективную оценку состояния действующей системы обеспечения пожарной безопасности и оптимальные пути ее совершенствования, тем самым экономя значительные финансовые ресурсы.

Во-вторых, получив положительное заключение независимой оценки пожарного риска, собственник объекта освобождается от плановых проверок со стороны надзорных органов МЧС России на срок действия заключения.

В-третьих, законодатель (государство) создал правовые основы равного предоставления услуг по составлению независимой оценки пожарного риска для всех участников рынка пожарной безопасности, тем самым создавая условия для честной конкуренции.

И. Остапович, инспектор ОНД Крыловского района.

Предыдущий материал

В результате пожара погиб человек

С начала 2024 года по состоянию на 1 марта на территории Крыловского района произошли 13 пожаров. В результате пожара, произошедшего 29 февраля, погиб один человек. В станице Октябрьской Крыловского района около 20 часов 34 минут 29 февраля на ПСЧ-119 поступило сообщение о пожаре в жилом доме. Площадь горения – 25 кв. метров. Автономным дымовым пожарным извещателем дом не был оборудован.

Подробнее

Пожар легче предупредить! Берегите детей!

Шалость детей с огнем – распространенная причина пожаров. По данным оперативной обстановки с пожарами в Краснодарском крае по этой причине происходит каждый пятый пожар. Особенно опасны игры детей с огнем на стройках, чердаках, в подвалах, заброшенных ветхих и аварийных домах, сараях, гаражах, где они поджигают старые вещи, дрова, горючие вещества.

Подробнее

Трагедия в Крымском районе: погибли трое детей

В 2 часа 50 минут 12 февраля на пульт 01 ПСЧ-31 ФГКУ «2 отряд ФПС по Краснодарскому краю» поступило сообщение о пожаре в квартире. Было установлено, что произошел пожар в спальной комнате. После его тушения было обнаружено три трупа детей 2017, 2021 и 2022 годов рождения.

Подробнее

Елочка – не гори!

Основной традицией Нового года является украшение новогодней ёлки. Но не стоит забывать, что даже небольшое возгорание на новогодней ёлке быстро перерастает в большой пожар. Соблюдайте простые правила пожарной безопасности при установке новогодней елки:

Подробнее

Правила безопасности при использовании пиротехники

Новогодние праздники несут опасность из-за активного использования пиротехники, поэтому будьте осторожны. Часть такой продукции поступает в продажу некачественной и несоответствующей нормам. Порой она, изменив траекторию полета, попадает в открытые форточки, окна, на балконы, что становится причиной пожаров в жилье.

Подробнее

Печь – источник пожара

Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Крыловского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю напоминает, что в период отопительного сезона необходимо обратить особое внимание на выполнение требований пожарной безопасности в жилых домах с печным отоплением как при устройстве, так и при эксплуатации печей.

Подробнее

Установите извещатель и не разводите костров

Осенью возрастает количество пожаров, связанных с разведением костров гражданами, отдыхающими на природе, а также сжигающими сухую ботву, траву и мусор, образовавшихся в период осенней уборки приусадебных участков, что увеличивает риск возникновения пожаров на территории поселений.

Подробнее

В Крыловском районе – четвертый класс пожароопасности

Август характерен для Краснодарского края высоким уровнем пожароопасности. Этот год не исключение: за последние две недели зафиксировано около двадцати возгораний в населенных пунктах Крыловского района. При этом часто причиной пожаров становится человеческий фактор.

Подробнее

В Крыловском районе – четвертый класс пожароопасности

Август характерен для Краснодарского края высоким уровнем пожароопасности. Этот год не исключение: за последние две недели зафиксировано около двадцати возгораний в населенных пунктах Крыловского района. При этом часто причиной пожаров становится человеческий фактор.

Подробнее

Основные причины пожаров

По данным оперативной обстановки, в Краснодарском крае пожары по причине неосторожного обращения с огнем составляют более 30% от их общего числа. К ним приводят: несоблюдение правил пожарной безопасности при пользовании открытым пламенем; неосторожность при курении; несоблюдение мер пожарной безопасности при хранении и использовании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, предметов бытовой химии (бензина, керосина, спирта, ацетона, красок, лаков, растворителей, мастик, аэрозолей, удобрений, средств борьбы с вредителями и др.); изготовление и использование самодельных взрывпакетов и некачественной пиротехники; нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов (печей).

Подробнее