Новости

Как научить ребенка говорить?

Метки:


или пускайте мыльные пузыри и месите тесто

Наукой доказано, что ребенок слышит звуки и узнает родные голоса еще в утробе матери. И общение с ним уже в этот период очень благотворно сказывается на его развитии. Но если говорить об общении именно с ребенком, а не с плодом, то и в этом случае ждать нечего – начинайте с рождения. Младенцы быстро растут и развиваются, и особенно активно эти процессы проходят в мозге. Пусть новорожденный еще не умеет различать цвета и четко видеть лица, но уже прислушивается к звуку, реагирует на него ведением глаз по комнате. Ему явно нравится слушать, поэтому следует уже с рождения разговаривать с малышом много, но ласково и спокойно. К четырем месяцам пассивный слушатель становится активным оратором: он начинает гулить. Распевание звуков является отличной тренировкой и разработкой артикуляционного аппарата. Очень важно оценить его старания, не оставлять без внимания эти «выступления». Участвуйте в разговоре, превращая его в диалог. Повторяйте услышанное, переспрашивайте, восторгайтесь – ребенок должен знать, что вы его слышите, понимаете, и вам это нравится. И уже именно сейчас можно начать обучение. Если ребенок с удовольствием распевает песенку «ди-ди-ди», предложите ему изучить новую: «на-на-на».

Очень скоро пение звуков превратится в произношение конкретных слогов. С 6 до 12 месяцев ребенок активно лепечет, начиная с самых простых для него сочетаний: ма-ма-ма, та-та-та, да-да-да, ба-ба-ба. Уже ближе к году он четко понимает значение и разницу между ма-ма и ба-ба и называет так конкретных людей, то есть маму и бабушку.

В самый раз начать прослушивание сказок. Начинайте с очень коротких фрагментов в несколько минут. Вы должны понимать, что когда малыш занят игрушкой, он «не слышит». Поэтому подбирайте подходящее для прослушивания время досуга, которое будет одним и тем же изо дня в день. В период с 6 месяцев до года очень важно, чтобы ребенок много слушал.

Избегайте сюсюканья, если вы хотите, чтобы у них формировалась правильная грамотная речь. Поэтому сразу говорите ребенку «машинка», а не «масынка»; «хороший», а не «халёсий».

Не забывайте о том, что любое занятие с ребенком, в том числе и развитие речи, имеет самый больший эффект в форме игры. Показывайте ему картинки в книжке, на кубиках, на карточках, покажите, как едет машинка, играя с ним в песочнице.

Чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался быстрее и легче, ему следует в этом помочь. Пока еще дело не дошло до обязательных логопедических занятий, и чтобы оно к ним и не дошло, разрабатывайте артикуляцию сами. Весело и полезно просто кривляться перед зеркалом, вытягивая язык вперед, пытаясь достать им до носа или подбородка, скручивая в трубочку или трепеща им, как крылом. Старайтесь, чтобы в игре были задействованы и язык, и губы, и зубы. Полезно перекатывать языком по щекам, как будто бы у вас во рту орешки. Или цокать им, будто бы едет лошадка. Чаще складывайте губы трубочкой. Деткам очень нравиться задувать свечи и дуть мыльные пузыри – можно убить сразу двух зайцев: и играть, и разрабатывать артикуляцию.

Подключайте и пальчики. Для них существует такое же множество интереснейших упражнений и игр прямо у вас под рукой. Нет ничего интереснее для детей, чем взрослые вещи. И самой настоящей лабораторией в этом смысле может стать ваша кухня. Дайте возможность помесить тесто, полепить из него, позапускать ручки в муку или сахар. Абсолютно все детки любят крышечки, которые можно закручивать и откручивать, а также пуговицы. Только следите за тем, чтобы малыш не наелся чего или не засунул себе в нос или ухо – они ведь экспериментируют! И не следует переживать из-за беспорядка на кухне – это такая мелочь по сравнению с познавательным процессом!

Хотелось бы еще отметить, что маленьким деткам не следует покупать электронных игрушек. Кубики, мячики, куклы и машинки, разные зверюшки – лучший выбор для развития речи и мышления. В таком случае ребенок становится активным участником игры, имеет возможность побывать в разных ролях, исполнять разные действия и сопровождать их словесно. А электронные игрушки все делают сами, без участия ребенка.

Инна Петровна Новожилова, учитель-логопед МАДОУ № 20.


Для детей и их родителей

Мастер-класс по теме «Обучение родителей приемам артикуляционной гимнастики» провели в центре реабилитации инвалидов. Учителя – логопед Елена Карданева и дефектолог Людмилой Федчук – познакомили родителей и их детей с упражнениями «вкусной» артикуляционной гимнастики, рассказали о том, для чего она нужна, в чем и как помогает.

Подробнее

Горжусь своей профессией!

Врач работает с болезнью, педагог – с идеалами, психолог – с иллюзиями. В профессии логопеда соединились милосердие медицины, мудрость педагогики, прозорливость психологии. Все эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего профессионала: он не только владеет нормами профессиональной коррекционно-педагогической деятельности, но и изменяет, развивает свою личность средствами профессии.

Подробнее

Помогите ребенку поверить в свои силы!

Сегодня в работе учителя-логопеда детского сада особое место занимает проектирование. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего и коррекционного процесса.

Подробнее

Леворукими были Македонский, Чарли Чаплин, Эйнштейн, Пикассо…

Большая часть человечества – праворукие, левшей гораздо меньше, вернее сказать не «левша», а леворукий, потому что абсолютных левшей, то есть людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, очень мало.

Подробнее

Будут здоровы и разговорчивы

В процессе коррекционной работы логопеда все чаще возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий. Они помогают на разных этапах коррекционно-речевой работы.

Подробнее

Чтоб красиво говорить, нужно с пальцами дружить

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка, активирует мозговую деятельность. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (её можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.

Подробнее