Новости

Казачьи школы – министерские, народные, именные…

Метки: | |


Продолжая серию статей, посвященных 220-летию Крыловской, в преддверии начала нового учебного года хочется рассказать, какое место отводилось воспитанию и образованию детей на Кубани и в нашем Екатериновском курене.

Воспитание – дело общественное

Важно, что заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора или станицы. За неправильное поведение взрослый не только мог сделать замечание подростку, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило: к старшей по возрасту – «мамаша», к равной – «сестра», к младшей – «дочка» (внучка).

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Характерной особенностью казачьей души была потребность оказывать услугу и проявлять доброту к любому человеку: подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде, чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему). За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему, считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить. Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол. Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.

Кто был в авторитете

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» – «Вы, мама», «Вы, тату». В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. При общих мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре – обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Однако главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Школы строили на доходы от «общественных запашек»

Школьному образованию казаки уделяли достойное внимание. Поначалу приходские и полковые школы располагались в центральных станицах казачьего отдела. А уже к середине XIX века не осталось ни одной кубанской станицы, где не было бы образовательного учреждения. Начали строить капитальные здания школ. Атаманы стали инициаторами выделения в каждой станице по решению схода граждан так называемых «общественных запашек» – земель, доход от которых шел только на строительство новых школ и поддержку старых. Первая официальная казачья школа на Кубани была открыта в 1803 году.
Немало было случаев, когда богатые, патриотически настроенные люди разных сословий – казаки, священники, купцы, мещане – строили на свои деньги «именные» школы. На Кубани успешно функционировали различные типы школ: министерские, народные, частные, церковноприходские, войсковые, конфессиональные и другие.

К 1875 году в Екатериновском курене были три церковно-приходские школы, мужская и две женские, которые помещались в «удобных церковных зданиях». В церковной библиотеке, учрежденной в 1856 году, имелось более 700 томов церковных книг, а в приходской библиотеке-читальне – до 400. Кроме того, действовали пять станичных училищ, подведомственных Министерству просвещения.

Школьная реформа 1864 года дала мощный толчок развитию образования на Кубани. В 70-е годы на Кубани работало 193 учебных заведения, из них -11 сельских, два греческих, пять немецких колонистских, одно армянское церковно-приходское, шесть училищ Екатеринодарского Благотворительного Общества (в том числе пять женских). В них обучались 7408 мальчиков и 635 девочек.

Где учились екатериновские казачата

В приходе станицы Екатериновской, по данным клировых ведомостей 1898 года, имелись:
«Мужская церковно-приходская школа грамоты на Куриловской стороне около новостроящегося храма Всемилостивого Спаса, в коей заведующим законоучителем состоит священник Михаил Андреевич Конограй (23-х лет), а по остальным предметам учителем дьякон Николай Александрович Чудновцев (21-го года), определен с июня 1894 года. Школа открыта 18 октября 1894 года в принадлежащем церкви кирпичном доме. Приспособлена на 70 мальчиков и 10 девочек. Содержится на трехрублевый взнос с каждого ученика и на 50 руб., получаемых от церкви. В настоящее время обучается 39 мальчиков и 6 девочек».

«Женская церковно-приходская школа грамоты, в коей заведующим и законоучителем состоит священник Симон Александрович Белановский (48-ми лет) с апреля 1893 года, а учительницей временно допущенная дочь умершего регистратора девица Ольга Константиновна Хрусталева. Открыта школа в 1880 году и помещается в церковной сторожке около Екатерининской церкви. Приспособлена на 25 девочек. В настоящее время находятся 24 девочки. Как наём учительницы, так и содержание школы поддерживается 50 рублями, полученными от церкви и 7 руб. с каждой ученицы».

«В 1896 году учителем одноклассной церковно-приходской школы на Куриловской стороне состоял Иван Онуфриевич Костромин… Поведения отличного, благонравного (на жалованье учительской вакансии). Мальчиков в школе – 51, девочек – девять».

В 1898 году на Куриловской стороне в одноклассной смешанной школе помощницей учителя назначена – дочь купца девица Надежда Брунковская. В женской школе при Екатерининской церкви сельской учительницей была Ольга Константиновна Корде. Кроме того, с 1898 года Екатериновским обществом открыто девять малых смешанных школ грамоты в разных частях станицы. Одна помещается в том же кирпичном общественном здании, в котором помещена женская церковно-приходская школа. Во второй частной школе грамоты заведующим состоял священник Михаил Конограй, а учителем крестьянин Иван Трофимович Лысенко. В школе этой Лысенко занимался с казачьими детьми с 1887 года. Остальные семь школ грамоты помещались в наемных домах казаков. В трех из них заведующим был М. Конограй, а в четырех – С. Белановский. Учителями состояли закончившие местное двухклассное училище сыновья казаков. Содержание школ производилось обществом из собственных средств.

В 1899 году в ограде Екатерининской церкви помещена новая деревянная и на кирпичном фундаменте, крытая железом церковно-приходская женская школа, на постройку ее отпущено 300 руб. из средств Епархиального училищного Совета, 205 руб. пожертвовано казаком станицы Т. Яковенко и 995 руб. из общественных сумм. В 1911 году школа обложена кирпичом. В том же году на Куриловской стороне школа переименована в первую одноклассную смешанную церковно-приходскую. Помощником учителя назначен Петр Григорьевич Фостиков, сын урядника ст. Сенгилеевской Лабинского округа Кубанской области. Еще открыта десятая школа грамоты.

Священник Александр Васильевич Минервин состоял законоучителем и в одноклассном Министерском училище с сентября 1909 г. Так же работал заведующим и законоучителем первой женской церковно-приходской школы ст. Екатериновской (июль 1913 г.), законоучителем в Высшем начальном Екатериновском училище с сентября 1913 года.

Священник Петр Петрович Иванов 38 лет, духовного звания, состоял законоучителем церковно-приходской школы при Спасской церкви с 1 сентября 1913 года, законоучителем второго мужского и первого женского министерского училища – с 1 сентября 1914 года.

К 1914 году в станице имеется Высшее начальное училище, одна мужская (на Куриловской стороне) и две женские церковно-приходские школы (при Екатерининской церкви и на Куриловской стороне) и станичные по типу министерских четыре смешанных, одна одноклассная и одна женская.

Учительницей первой женской церковно-приходской школы была дочь почетного гражданина Ольга Ивановна Лотоцкая 24 лет. Второй учительницей в этой же школе была дочь мещанина города Ейска Александра Арсениевна Лахно (1893 г.р).

С 1 сентября 1913 года учительницей второй женской церковно-приходской школы являлась Неонила Евграфовна Теряева (1886 г.р.) из мещанского сословия.

Чему учили и почему могли в школу не пустить

Школьный день учащихся начинался с молитвы. В коридоре перед иконой выстраивались все классы и хором нараспев, под руководством законоучителя, исполняли молитвы. После этого расходились по классам. В течение дня в помещении класса звучали также обеденные и послеурочные молитвы.

Закон Божий считался одним из главных предметов. Ему уделялось особое внимание. Помимо того, что его преподавали в школе, по средам и субботам к детишкам приходили дьяк или монахини из станичного храма, которые вели специальные уроки, разъясняя Евангелие – его главы, строчки, притчи.

Шло время, и жизнь все более вмешивалась в учебный процесс. В газетах тех лет можно было прочитать: «Полевые и домашние работы служат главными причинами, отрывающими детей от школы, в зимнее время – разные климатические явления.

На вопрос учителя, почему пропустили занятия, дети отвечают:

– Обуться не во что.

– Отец не пускал: пахали.

В начале учебного года и в конце во всех школах бывает незначительное число учащихся, а во второй половине марта и с апреля классы постепенно пустеют»…

Ну а у нас как раз подошло то время, когда школьные классы должны наполниться, и хотелось бы, чтобы, прочитав о том, как воспитывались и учились наши предки, нынешние ученики взяли лучшее. Мы будем очень рады, если кого-то из них эта статья побудит к поиску материала по истории родной станицы.

Подготовили А. Репиха, начальник архивного отдела, и М. Любченко.

Предыдующий материал «

Непраздный интерес

Сейчас в обществе растет интерес к изучению истории. Больше стало людей, которые собирают историю своего рода, информацию о предках. Порой это желание составить генеалогическое древо для детей и внуков, а порой интерес сугубо практический. Об этом мы поговорили с начальником отдела ЗАГС Крыловского района Любовью Василенко.

Подробнее

Изучаем казачью историю, знакомимся с земляками-героями

Благодарность атамана Кубанского казачьего войска Александра Власова вручена заведующей детским садом № 6 Татьяне Манаковой.

Подробнее

Пройдемся по датам и вспомним свою историю!

День Крыловского района мы традиционно отмечаем в конце лета – начале осени и при этом знаем, что наш район был вновь образован, возрожден весной, в начале апреля. И в этом году ему исполняется ровно 45 лет. Основные вехи из истории Крыловского района как административной единицы нам напомнила начальник архивного отдела районной администрации Анна Репиха.

Подробнее

Прими участие в праздновании

В этом году исполняется 240 лет, как Крым, Тамань и Кубань вошли в состав Российской империи (1793 год). К этой дате в Краснодарском крае запланирован ряд мероприятий, в которых может приять участие каждый желающий.

Подробнее

«У людей, забывших свое прошлое, не может быть будущего!»

Прадед похоронен в хуторе Сиротино Кугоейского поселения. Удивительное письмо прислал нам житель города Щекино Тульской области Александр Владимирович Шишкин. Он рассказал свою историю поисков мест, где героически сражались за нашу Родину – Россию его деды и где сложили за нее – родимую – свои головы.

Подробнее

Готовы к выполнению боевых задач

Более 100 казаков Кубанского казачьего войска отправились для участия в специальной военной операции. Торжественная церемония отправки казаков состоялась на территории специального учебного центра «Кубань».

Подробнее

Нам есть кем гордиться!

На отчетно-выборном казачьем сборе подвели итоги. «Мужественно, героически, отважно участвуют наши кубанские казаки в зоне специальной военной операции», – об этом говорил глава нашего района Виталий Демиров на отчетно-выборном казачьем сборе, где прозвучал отчет о проделанной работе атамана Крыловского (Екатериновского) казачьего общества Михаила Юрченко и прошли выборы районного атамана.

Подробнее

На отчетно-выборном казачьем сборе

В большом зале администрации района состоялся отчетно-выборный казачий сбор, вел который атаман Ейского казачьего отдела подъесаул Константин Черный.

Подробнее

Новые технологии на службе истории

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эта проверенная временем мудрость как нельзя лучше иллюстрирует цикл мероприятий, которые в течение недели провели в школах районное отделение Союза казачьей молодежи и районное казачье общество.

Подробнее

Казаки Кубанского казачьего войска примут участие в Параде Победы в Москве

«Кубанское казачье войско по решению высшего руководства страны вновь примет участие в Параде Победы в Москве, что является большой честью для всех казаков. Вскоре 129 человек приступят к тренировкам в Краснодаре, а с конца марта стартуют совместные с воинскими частями занятия нашего парадного расчета на одном из полигонов Московской области», – сообщил на совещании с атаманами отделов войска вице-губернатор, атаман ККВ Александр Власов.

Подробнее