Новости

Казачьи школы – министерские, народные, именные…

Метки: | |


Продолжая серию статей, посвященных 220-летию Крыловской, в преддверии начала нового учебного года хочется рассказать, какое место отводилось воспитанию и образованию детей на Кубани и в нашем Екатериновском курене.

Воспитание – дело общественное

Важно, что заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора или станицы. За неправильное поведение взрослый не только мог сделать замечание подростку, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило: к старшей по возрасту – «мамаша», к равной – «сестра», к младшей – «дочка» (внучка).

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Характерной особенностью казачьей души была потребность оказывать услугу и проявлять доброту к любому человеку: подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде, чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему). За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему, считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить. Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол. Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.

Кто был в авторитете

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» – «Вы, мама», «Вы, тату». В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. При общих мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре – обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Однако главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Школы строили на доходы от «общественных запашек»

Школьному образованию казаки уделяли достойное внимание. Поначалу приходские и полковые школы располагались в центральных станицах казачьего отдела. А уже к середине XIX века не осталось ни одной кубанской станицы, где не было бы образовательного учреждения. Начали строить капитальные здания школ. Атаманы стали инициаторами выделения в каждой станице по решению схода граждан так называемых «общественных запашек» – земель, доход от которых шел только на строительство новых школ и поддержку старых. Первая официальная казачья школа на Кубани была открыта в 1803 году.
Немало было случаев, когда богатые, патриотически настроенные люди разных сословий – казаки, священники, купцы, мещане – строили на свои деньги «именные» школы. На Кубани успешно функционировали различные типы школ: министерские, народные, частные, церковноприходские, войсковые, конфессиональные и другие.

К 1875 году в Екатериновском курене были три церковно-приходские школы, мужская и две женские, которые помещались в «удобных церковных зданиях». В церковной библиотеке, учрежденной в 1856 году, имелось более 700 томов церковных книг, а в приходской библиотеке-читальне – до 400. Кроме того, действовали пять станичных училищ, подведомственных Министерству просвещения.

Школьная реформа 1864 года дала мощный толчок развитию образования на Кубани. В 70-е годы на Кубани работало 193 учебных заведения, из них -11 сельских, два греческих, пять немецких колонистских, одно армянское церковно-приходское, шесть училищ Екатеринодарского Благотворительного Общества (в том числе пять женских). В них обучались 7408 мальчиков и 635 девочек.

Где учились екатериновские казачата

В приходе станицы Екатериновской, по данным клировых ведомостей 1898 года, имелись:
«Мужская церковно-приходская школа грамоты на Куриловской стороне около новостроящегося храма Всемилостивого Спаса, в коей заведующим законоучителем состоит священник Михаил Андреевич Конограй (23-х лет), а по остальным предметам учителем дьякон Николай Александрович Чудновцев (21-го года), определен с июня 1894 года. Школа открыта 18 октября 1894 года в принадлежащем церкви кирпичном доме. Приспособлена на 70 мальчиков и 10 девочек. Содержится на трехрублевый взнос с каждого ученика и на 50 руб., получаемых от церкви. В настоящее время обучается 39 мальчиков и 6 девочек».

«Женская церковно-приходская школа грамоты, в коей заведующим и законоучителем состоит священник Симон Александрович Белановский (48-ми лет) с апреля 1893 года, а учительницей временно допущенная дочь умершего регистратора девица Ольга Константиновна Хрусталева. Открыта школа в 1880 году и помещается в церковной сторожке около Екатерининской церкви. Приспособлена на 25 девочек. В настоящее время находятся 24 девочки. Как наём учительницы, так и содержание школы поддерживается 50 рублями, полученными от церкви и 7 руб. с каждой ученицы».

«В 1896 году учителем одноклассной церковно-приходской школы на Куриловской стороне состоял Иван Онуфриевич Костромин… Поведения отличного, благонравного (на жалованье учительской вакансии). Мальчиков в школе – 51, девочек – девять».

В 1898 году на Куриловской стороне в одноклассной смешанной школе помощницей учителя назначена – дочь купца девица Надежда Брунковская. В женской школе при Екатерининской церкви сельской учительницей была Ольга Константиновна Корде. Кроме того, с 1898 года Екатериновским обществом открыто девять малых смешанных школ грамоты в разных частях станицы. Одна помещается в том же кирпичном общественном здании, в котором помещена женская церковно-приходская школа. Во второй частной школе грамоты заведующим состоял священник Михаил Конограй, а учителем крестьянин Иван Трофимович Лысенко. В школе этой Лысенко занимался с казачьими детьми с 1887 года. Остальные семь школ грамоты помещались в наемных домах казаков. В трех из них заведующим был М. Конограй, а в четырех – С. Белановский. Учителями состояли закончившие местное двухклассное училище сыновья казаков. Содержание школ производилось обществом из собственных средств.

В 1899 году в ограде Екатерининской церкви помещена новая деревянная и на кирпичном фундаменте, крытая железом церковно-приходская женская школа, на постройку ее отпущено 300 руб. из средств Епархиального училищного Совета, 205 руб. пожертвовано казаком станицы Т. Яковенко и 995 руб. из общественных сумм. В 1911 году школа обложена кирпичом. В том же году на Куриловской стороне школа переименована в первую одноклассную смешанную церковно-приходскую. Помощником учителя назначен Петр Григорьевич Фостиков, сын урядника ст. Сенгилеевской Лабинского округа Кубанской области. Еще открыта десятая школа грамоты.

Священник Александр Васильевич Минервин состоял законоучителем и в одноклассном Министерском училище с сентября 1909 г. Так же работал заведующим и законоучителем первой женской церковно-приходской школы ст. Екатериновской (июль 1913 г.), законоучителем в Высшем начальном Екатериновском училище с сентября 1913 года.

Священник Петр Петрович Иванов 38 лет, духовного звания, состоял законоучителем церковно-приходской школы при Спасской церкви с 1 сентября 1913 года, законоучителем второго мужского и первого женского министерского училища – с 1 сентября 1914 года.

К 1914 году в станице имеется Высшее начальное училище, одна мужская (на Куриловской стороне) и две женские церковно-приходские школы (при Екатерининской церкви и на Куриловской стороне) и станичные по типу министерских четыре смешанных, одна одноклассная и одна женская.

Учительницей первой женской церковно-приходской школы была дочь почетного гражданина Ольга Ивановна Лотоцкая 24 лет. Второй учительницей в этой же школе была дочь мещанина города Ейска Александра Арсениевна Лахно (1893 г.р).

С 1 сентября 1913 года учительницей второй женской церковно-приходской школы являлась Неонила Евграфовна Теряева (1886 г.р.) из мещанского сословия.

Чему учили и почему могли в школу не пустить

Школьный день учащихся начинался с молитвы. В коридоре перед иконой выстраивались все классы и хором нараспев, под руководством законоучителя, исполняли молитвы. После этого расходились по классам. В течение дня в помещении класса звучали также обеденные и послеурочные молитвы.

Закон Божий считался одним из главных предметов. Ему уделялось особое внимание. Помимо того, что его преподавали в школе, по средам и субботам к детишкам приходили дьяк или монахини из станичного храма, которые вели специальные уроки, разъясняя Евангелие – его главы, строчки, притчи.

Шло время, и жизнь все более вмешивалась в учебный процесс. В газетах тех лет можно было прочитать: «Полевые и домашние работы служат главными причинами, отрывающими детей от школы, в зимнее время – разные климатические явления.

На вопрос учителя, почему пропустили занятия, дети отвечают:

– Обуться не во что.

– Отец не пускал: пахали.

В начале учебного года и в конце во всех школах бывает незначительное число учащихся, а во второй половине марта и с апреля классы постепенно пустеют»…

Ну а у нас как раз подошло то время, когда школьные классы должны наполниться, и хотелось бы, чтобы, прочитав о том, как воспитывались и учились наши предки, нынешние ученики взяли лучшее. Мы будем очень рады, если кого-то из них эта статья побудит к поиску материала по истории родной станицы.

Подготовили А. Репиха, начальник архивного отдела, и М. Любченко.

Предыдущий материал

В память о погибших на войне

В этом году 9 мая исполнилось 30 лет со дня открытия стелы, установленной в честь погибших во время Великой Отечественной войны работников совхоза «Павловский». Об этой дате мы узнали от заместителя председателя совета ветеранов Октябрьского поселения Галины Остащенко и побывали у непосредственного участника этого мероприятия.

Подробнее

«Солнышко» – особенный детсад

Региональный статус «Казачья образовательная организация» присвоен дет-скому саду № 6 «Солнышко» из станицы Октябрьской. Как в детсаду пришли к решению выбрать это направление, рассказала его заведующая Татьяна Манакова:

Подробнее

«Душевные здесь люди, настоящие»

«Люди там хорошие. Просто замечательные. Сильные, волевые», – так о казаках-добровольцах из сводной казачьей бригады «Дон» имени Архистратига Михаила говорят волонтеры группы «ZМы вместе силаV», побывавшие у них в гостях.

Подробнее

Работу атамана признали удовлетворительной

Состоялся отчетный сбор Крыловского (Екатериновского) районного казачьего общества. В нем приняли участие глава района Виталий Демиров, атаман Ейского казачьего отдела Константин Черный, настоятель Свято-Екатерининского храма иерей Георгий, атаманы и казаки района, главы сельских поселений и другие.

Подробнее

350 казаков выполняют боевые задачи в зоне СВО

На отчетном сборе Ейского отдела Кубанского казачьего войска (ККВ), состоявшемся в станице Кущевской, атаман отдела Константин Черный наградил грамотой председателя Союза казачьей молодежи Крыловского района Сергея Юркова. Семьям воинов Алексея Вахайко и Александра Кравченко, погибшим в зоне СВО, переданы орденские знаки «За веру, Кубань и Отечество» первой степени.

Подробнее

Дорогая наша добрая труженица

Наша бабушка Ольга Захаровна Шаманская происходила из рода Хвостик. Это была семья казачьей интеллигенции или «интелигении», как говаривала при жизни бабушка, немало веселя и изумляя меня этим словом.

Подробнее

Установили и освятили крест

Казаки Крыловского РКО в преддверии праздника святой великомученицы Екатерины установили на кладбище станицы новый кованый крест на могиле невинно убиенных. Чин освящения совершил благочинный Крыловского округа, настоятель Свято-Екатерининского храма иерей Георгий Ермоленко.

Подробнее

Храни родное, перенимай лучшее

Испокон веков живем мы в нашей стране и на кубанской земле дружно, единым многонациональным народом, имя которому – россияне. Люди 54-х разных национальностей проживают только в нашем Крыловском районе.

Подробнее

Борщ с пампушкой и вареник, гарбузяна каша – вот любимая пища наша!

Неразрывно с историей родной земли, казачьей историей связаны и кулинарные традиции. К такому заключению пришли в детском саду № 6 станицы Октябрьской, где реализуются программы воспитания казачьей направленности.

Подробнее

Как казачата атаманов встречали

Изучение истории родной земли является важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне. Ведь только у человека, воспитанного на знании, памяти, любви к родному краю, у человека, осознающего личную связь с прошлым, можно сформировать мировоззрение настоящего гражданина, ответственного за настоящее и будущее своей страны.

Подробнее