Новости

Секретный мир детей: неповторимый и такой далекий от мира взрослых


Мы уже писали о некоторых интересных моментах детской психологии и правильного понимания родителями поступков малыша. А теперь задумаемся над такими вопросами, как: почему ребенок рисует на обоях? Чем может навредить мамино или папино непродуманное действие?

Оставил след – «застолбился»!

Дети налаживают взаимоотношения с окружающим пространством, буквально оставляя частицы себя в явных и потаенных местах. Маленький сделает каляки-маляки на стене или на двери, побольше – повесит свои рисунки над кроватью мамы, чтобы быть к ней ближе, запихнет ей на ночь под подушку свою куколку, поставит на ночной столик пластилиновую фигурку. Дети постарше иногда обводят карандашом рисунок на обоях у своей кровати, подрисовывают контуры пятна на стене, чтобы получился занятный образ, делают «для интереса» маленькие тайники в собственной квартире, то есть прикладывают руку к тому, чтобы в доме остался материальный отпечаток их потаенной творческой активности.

Не просто морковка…

Ребенок не любит плавающую в супе морковку, вылавливает ее, и… один кладет ее на край собственной тарелки, а другой сплавляет все, что ему не нравится, в тарелку к маме, которая доедает, «чтобы продукт не пропадал». При этом мама бессознательно укрепляет в ребенке уверенность в том, что если ему что-то не нравится, то можно это спихнуть в жизненное пространство другого человека, переложив на него ответственность за неприятное.

Рисунок – отражение этапов взросления

Нередко взрослые даже не замечают, как совершает ребенок непрерывную мироустроительную работу, позволяющую ему сохранить ощущение устойчивости, правильности и осмысленности своего существования. Порой нам кажется бессмысленным рисование малышом линий, точек, пятен, которые могут хаотично располагаться на листе бумаги. Но они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, опредметил себя в этих «росписях». И если ребенок твердо освоил грани бумаги, значит, ребенок учитывает границы жизненной ситуации, в которой разворачиваются его действия. В возрасте между тремя с половиной и четырьмя годами он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо. Обычно они представлены в виде полос, а не фоном. Некоторые пытаются перенаправить ребенка, укоряя его в «неправильном» изображении, не понимая, насколько важен такой рисунок для самовыражения малыша.

Не углубляясь в дальнейшие подробности развития, отметим только, что у нормально развивающегося ребенка к пяти годам в основном уже складывается индивидуальная символическая система, позволяющая ему использовать пространственные и цветовые «коды» для передачи значимой информации при помощи рисунка. А если таковой системы в творениях вашего ребенка нет, значит стоит обратить на это внимание и выяснить, почему.

Ю. Яковенко.

В статье использованы материалы книги М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».

Следующий материал