Новости

Зачем нам нужен ЕврАзЭС

Метки: |


Еще в начале мая в обществе засомневались в том, что к июню главам трех государств, России, Белоруссии и Казахстана, удастся подписать договор о создании Европейско-азиатского экономического союза (ЕАЭС). В это время переговоры велись напряженно, президент А. Лукашенко высказывался за то, чтобы повременить и обговорить нюансы, которых, кстати, к концу месяца меньше не стало. Но 29 мая этого года в Астане все же был подписан договор: с первого января место ЕврАзЭС (Европейско-азиатского экономического сообщества) займет ЕАЭС.

Если учитывать чрезмерную осторожность и недавнюю позицию А. Лукашенко и Н. Назарбаева, то с уверенностью можно сказать, что инициатива не откладывать столь важное дело в долгий ящик в основном принадлежит В. Путину. Действительно, наши страны шли к этому давно (20 лет) и рождение ЕАЭС было «выстрадано», по словам самого Президента Казахстана. Откладывать, видимо, было уже нельзя. И не только потому, что у всех в головах сидит мысль «да сколько можно уже», но и из-за сложившейся сегодня в мире ситуации. Сейчас, как никогда, нам надо уметь договариваться, поступаться некоторыми своими интересами, прислушиваться к просьбам государств-союзников и ориентироваться на потребности своих граждан. Всему перечисленному как раз соответствует идея интеграции, которую уже оценили и страны, изначально не планировавшие присоединяться к данному процессу.

Таможенный союз  как ступень к созданию ЕАЭС – задумывался для решения экономических вопросов. Проблемы в энергетике, торговле, производстве и инвестициях, вопросы миграции и гуманитарных комму-никаций – в компетенции ЕврАзЭС, а значит и ТС, нежели СНГ, в сферу интересов которого входит по большей части транспорт и связь. При этом, по словам А. Кушниренко, «СНГ и ТС – две руки одного человека».

Новый этап интеграции

После распада Советского Союза идея объединиться вновь, но в другом качестве, возникла практически сразу, как и понимание того, что решить проблемы в экономике, политике и социальной сфере невозможно при полной разобщенности стран-соседей. К примеру, заводы, промышленные предприятия в СССР строились «на скорую руку», без привязки к сырьевой базе или развитой инфраструктуре. Для стран постсоветского пространства с выстроенной таким образом системой промышленности многие связи были утеряны. Так что интеграция была неизбежна. То, что она затянулась, говорит лишь об осторожности, с коей к данному процессу относятся главы государств, не торопясь наломать новых «дров». Такой подход, с одной стороны, дает возможность для детального и скрупулезного продумывания своей роли, выгод и возможностей в подобном союзе, с другой – тормозит развитие прогресса и модернизации. «За последние пять лет темпы товарооборота Казахстана со странами-участницами Таможенного союза выросли на 88 процентов, достигнув планки в 24 миллиарда долларов. Экспорт в государства-партнеры по евразийской интеграции увеличился на 63 процента и составил шесть миллиардов долларов», – констатировал Н. Назарбаев при подписании трехстороннего договора. За этими цифрами – «сотни конкретных предприятий и компаний, новые линии взаимодействия между казахстанскими, белорусскими и российскими партнерами, это тысячи новых рабочих мест, это стабильность и рост доходности как казахстанского бизнеса, так и других партнеров, открывших для себя новые рынки сбыта». Такая ситуация стала характерной и для России с Белоруссией. «За последние три года товарооборот внутри ТС вырос практически на 50% – на 23 миллиарда долларов. Вместе Белоруссия и Казахстан вышли на третье место во внешнеторговом балансе РФ (после ЕС и Китая). Но давайте сравним: у нас с ЕС – 440 миллиардов оборот, с Китаем – уже 87. Белоруссия и Казахстан по объему экономики все-таки значительно меньше двух этих «колоссов» мировой экономики, а занимают третье место в торговле с Россией. Это говорит о том, что выходим мы на такие параметры, на такой уровень в значительной степени благодаря именно интеграционным процессам», – подытоживает В. Путин.

Столкновение мнений

Но встает вопрос: если преимущества так очевидны, отчего незадолго до столь эпохального события было столько острых вопросов, и что тормозило Казахстан и Белоруссию на пути к ЕАЭС? Еще в октябре 2013 года Н. Назарбаев предлагал распустить ЕврАзЭС. И действительно: одно только отсутствие правовой основы при уже открывшихся границах между нашими государствами заставляет задуматься о том, а нужна ли такая открытость, если при обмене валют пропадают миллионы, а цены на продукцию у страны-соседа мотивируют граждан отложить «поддержку отечественного производителя» на неопределенный срок. Также многих в этом году наверняка рассмешил факт принятия серьезных мер на межнациональном уровне по экспорту и импорту женского нижнего белья. Тут уж жители трех государств поняли, что ЕврАзЭС – это действительно то, что касается всех и каждого. Еще в СССР в 30-е годы прошлого века подобный вопрос решался непосредственно правительством: в указах было прописано, как, какое и как часто надо носить, стирать и менять белье. Наверное, это наследственное. Но шутки в сторону. Главное, чего сейчас не хватает для таможенной свободы, – это правовое регулирование, которое обещают наладить к 2025 году, и отсутствие единой валюты, о которой сегодня стараются не говорить, но думают постоянно. К тому же, к открывшимся для трех стран возможностям прибавились новые трудности и обязанности. Но если для России не выгодно терять миллионы на продаже водки своего производства, это не значит, что конкуренция с водкой казахской не заставит задуматься о том, как снизить цену и повернуть ситуацию в свою пользу. Тут, как ни крути, для нас, простых обывателей, выгода налицо. Пока главы государств решают, как в подобных ситуациях им себя вести (а тут только один вариант – здоровая конкуренция, уступки и курс на лояльную политику), жители России, Казахстана и Белоруссии уже могут ощутить и воспользоваться теми преимуществами, кои возникли для них на новом этапе интеграции.

Суммарный ВВП трех стран ЕврАзЭС на сегодня составляет 85% валового продукта СНГ.

Обеспечение четырех свобод для рядового гражданина

Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан – восемь стран открыли между собой торговые границы, отменив пошлины на большинство ввозимых и вывозимых товаров. При этом «рядовой потребитель не сразу что-то почувствует. Колбаса завтра не подешевеет. Но соглашение заметно облегчит жизнь бизнесу. Будут сняты многочисленные барьеры на пути товаров из стран СНГ на рынки партнеров по Содружеству. Например, ограничения на пути пищевой и сельскохозяйственной продукции, изделий машиностроения и металлургии. Фабрики заработают на полную мощность, увеличится зарплата». Такой прогноз о результатах работы ЕАЭС делает директор экономического департамента исполкома СНГ А. Кушниренко. Несомненно одно: преимущества международной интеграции нас коснутся обязательно. В их число входят увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства; вышеупомянутая конкуренция между странами; обеспечение лучших условий торговли; расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры; распространение новейших технологий. Минусами интеграции в экономике являются эффект потерь от увеличения масштабов производства, отток ресурсов (факторов производства), перераспределение их в пользу более сильных партнеров. Но, опять же, сие преодолимо, а значит, будущее у ЕАЭС есть.

В рамках Евразийского союза должны быть отрегулированы вопросы пенсионного и социального обеспечения, качества медицины, образовательные стандарты и многое другое. Миграционный режим между Россией и Казахстаном тоже станет благоприятнее в процессе дальнейшего трансформирования Евразийского экономического союза, по заверениям С. Лаврова, главы МИД России. Т. Мансуров, Генеральный секретарь ЕврАзЭС, подчеркнул, что «экономический союз должен стать союзом государств с общим экономическим, таможенным, гуманитарным и культурным пространством. Экономика в этом альянсе играет основную роль, поскольку через экономическое взаимодействие как раз и реализуется принцип сохранения культурного разнообразия. ЕврАзЭС – результат геополитического, социально-культурного и экономического объединения входящих в него стран, который открыт для стран СНГ и других сопредельных государств». В общем, больше плюсов, чем минусов, особенно для «простых смертных».

Мораль той басни

Данные рассуждения – странный предмет. Они вроде бы есть, и как бы их нет… То, что сегодня бурно обсуждается на мировой арене, то, чего так боятся американцы, то, к чему ни одно десятилетие шли страны с многими общими интересами и культурой, а именно – создание Евразийского экономического союза, мало интересует обычных людей. Такая пассивность объясняется скорее так: мы привыкли к тому, что в нашем государстве с давних лет желаемое выдавалось за возможное. Отсюда мнение: евразийская интеграция – мертвая идея. Понять народ можно: все устали от многочисленных невыполненных обещаний, люди боятся строительства неоимперии, да и любое новое начинание всегда встречает у нас противодействие. Менталитет такой, никуда не денешься. И не только российский, но и белорусский, казахский, армянский и так далее по списку. То есть постсоветский. Но усилия главных инициаторов интеграции даром не прошли: Армения и Кыргызстан уже готовы хоть завтра подписать договор о ЕАЭС, а многие наблюдатели тоже не прочь получить дорожную карту в этот союз. Сплоченность политическая, общность экономик, культурная среда, развитие малого и среднего бизнеса, стабильность в социальной сфере – все это уже есть, оно прогрессирует и всем становится очевидным. Не будет никакой новой империи, этот страх безоснователен: ни одно из государств-партнеров ЕврАзЭС не согласится сдать свои позиции и поступиться равноправием, это очевидно. Будут проблемы в экономике – тоже понятно. А когда их не было? Мы пока не вошли в ту систему, в которой жаль что-то терять или менять. И многие вопросы, которые так или иначе встают перед каждым гражданином нашей страны, решаемы именно в свете функционирования ЕАЭС. Это новые горизонты для деятельности стран Европы и Азии на мировой арене, и новые реалии жизни для их граждан, то есть нас.

Ю. Яковенко.

Вписано в историю: этапы интеграции

  • 1999 год – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а в 2000 году образовали ЕврАзЭС.
  • 2002 – 2003 год – статус наблюдателей при ЕврАзЭС получили Молдавия, Украина и Армения. ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
  • 2009 – 2010 год – вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Утверждены Единый таможенный тариф ТС, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие международные документы. Принято решение о начале функционирования с 1 июля 2010 года единой таможенной территории ТС. С 2011 года Таможенный союз функционирует полноценно: полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном, все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу ТС.
  • 2012 год – начало работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — постоянно действующего регулирующего органа ТС и ЕЭП.
  • 29 мая 2014 года – трехсторонний договор о создании ЕАЭС подписан на саммите в Астане. Финансовый центр Евразийского экономического союза начнет работу в 2025 году, его штаб-квартира будет размещаться в Алма-Ате. Площадь ЕАЭС превысит 20 миллионов квадратных километров, численность населения, проживающего на его территории, составит около 170 миллионов человек.

Как задать вопрос Президенту РФ

14 декабря пройдет Прямая линия Президента РФ Владимира Путина, которую совместили в этом году с Большой пресс-конференцией. Прием обращений граждан уже идет. Каким образом можно задать свой вопрос Президенту смотрите ниже.

Подробнее

Безопасность продукции по ХАССП. Что это такое?

В декабрьском послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В. Путин предложил ввести трехлетний запрет на проведение плановых проверок малого бизнеса с надежной репутацией – так называемые «надзорные каникулы». Данное предложение получило поддержку, и в середине февраля был обнародован законопроект «Об особенностях организации и проведения в 2015-2018 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Подробнее

Кубань динамично развивается

Президент дал оценку работе Александра Ткачева в должности губернатора Краснодарского края. – Под Вашим руководством край действительно развивался, и развивался успешно, осуществлены очень многие проекты, и, кроме всего прочего, Вы внесли достойный, очень существенный и заметный вклад в подготовку и проведение Олимпийских игр в Сочи. Хочу пожелать Вам успехов на новом, более широком фронте работы, – сказал Владимир Путин, а также поставил ему новые задачи как Министру сельского хозяйства РФ, обратив особое внимание на импортозамещение.

Подробнее

Премия президента в области науки и инноваций для молодых ученых

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию ведет прием документов на соискание премии президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2013 год. Премия присуждается гражданам РФ за значительный вклад в развитие отечественной науки и в инновационную деятельность.

Подробнее