О войне трудно и больно вспоминать ветеранам, еще труднее рассказывать о ней. Болят раны, ноет душа за тех, кто остался там, на поле боя. Непросто дался рассказ и Геворгу Аветисовичу Татевосяну.
– Я родился 25 декабря 1924 года в Спитакском районе Армении. Семья была большая: три сестры и два брата. Как и все в детстве, ходил в школу, которую окончил уже в 1942 году. В начале войны на фронт забрали брата. Он погиб в Бресте. Погибли и зятья. Пришла моя очередь идти на фронт. В 1942 году меня забрали в учебку, которая была в городе Дилижансе. После нее отправили на фронт, в сторону Новороссийска. До Сухуми ехали на поезде, а потом шли пешком. Кругом голод. В кровь натирали ноги. Первый бой мы, еще пацаны, приняли на Шаумянском перевале, а потом были Джубга, Геленджик. Очень было трудно. Я был в группе разведчиков. Бывало, голодали, зимой от холода ноги примерзали к сапогам. Однажды попали в засаду. Все мои друзья погибли, а я был ранен и попал в госпиталь в Сочи. У меня было осколочное ранение грудной клетки с повреждением левого легкого. Долго лечился, а потом был отправлен в Спитакский райвоенкомат.
Когда немного поправил здоровье, поступил в медицинский институт. Учился хорошо, очень хотел получить диплом врача, чтобы лечить людей, спасать их, как спасли меня. Доктора долго боролись за мою жизнь, но осколок вытащить так и не смогли – слишком близко он к сердцу. Так я с ним и живу до сих пор, он мне постоянно напоминает о войне. Но институт мне пришлось бросить: нужно было работать, кормить мать и племянников, у которых отцы погибли на этой войне. Закончил художественно-малярную школу и начал работать в строительстве. Сначала жил в Тбилисси, потом пригласили в Минеральные Воды выполнять отделочные работы в аэропорту. А потом вся бригада переехала работать на Кубань. В списке наших объектов Новопашковский Дом культуры, мехмастерская, кирпичный завод, жилые дома, правление колхоза, корпуса ферм. Так и доработал до пенсии. В Новопашковской живу с 1965 года.
Все эти годы о войне напоминает осколок, который мешает. Операцию делать нельзя, спасают меня таблетки, внимание и забота близких людей: жены Екатерины, дочери, которая очень помогает, сводные дети и сын тоже все за мной ухаживают и поддерживают. Я благодарен судьбе, что она мне дает шанс жить дальше.
Г. Татевосян награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалью Жукова, юбилейными медалями.
Подготовила О. Леонова.