Вам помогут оптимально привести объект защиты в пожаробезопасное состояние
В последнее время со стороны государства уделяется большое внимание развитию института независимой оценки пожарного риска (далее – НОР). Это понятие возникло со вступлением в силу Федерального закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по сути революционного нормативно-правового акта в области пожарной безопасности. Положения закона систематизировали в себе более 150 тысяч требований пожарной безопасности, содержащихся более чем в 1,5 тысячи нормативных документах.
Из положений статьи 144 Технического регламента следует, что одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является независимая оценка пожарного риска или так называемый аудит пожарной безопасности.
Порядок проведения аудита пожарной безопасности изложен в Постановлении Правительства РФ от 07.04.2009 г. № 304.
Процедура независимой оценки пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию. Согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ № 304, независимая оценка пожарного риска включает следующее:
1. Анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты.
2. Обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты.
3. В случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», – расчетов по оценке пожарного риска.
4. Подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо, в случае их невыполнения, разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) собственнику.
Действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 07.04. 2009 г. № 304) определена обязанность направления заключения в территориальный орган государственного пожарного надзора. Что, в свою очередь, является основанием не включать объекты, прошедшие указанную выше процедуру, в план проведения плановых мероприятий по надзору. Существует мнение о том, что, при наличии положительного заключения НОР, проверка органами Федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности.
В соответствии с действующим законодательством объекты, получившие положительное заключение НОР, не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение трёх лет, а объекты защиты, используемые (эксплуатируемые) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, могут планироваться к проведению плановых проверок по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР. При этом планы проверок на предстоящий год подаются органами ФГПН в прокуратуру не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, объект защиты может быть запланирован к проведению проверки. Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена.
В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390.
В случае несоответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке в том числе будет проверяться выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности. Необходимо отметить, что независимая оценка пожарного риска имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими формами оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Во-первых, проведённая независимая оценка дает собственнику объекта защиты объективную оценку состояния действующей системы обеспечения пожарной безопасности и оптимальные пути ее совершенствования, тем самым экономя значительные финансовые ресурсы.
Во-вторых, получив положительное заключение независимой оценки пожарного риска, собственник объекта освобождается от плановых проверок со стороны надзорных органов МЧС России на срок действия заключения.
В-третьих, законодатель (государство) создал правовые основы равного предоставления услуг по составлению независимой оценки пожарного риска для всех участников рынка пожарной безопасности, тем самым создавая условия для честной конкуренции.
И. Остапович, инспектор ОНД Крыловского района.