В современном мире подавляющее большинство детей, подростков и молодежи увлекаются компьютерными играми, проводя за этим занятием большую часть свободного времени, считая это занятие безобидным и даже полезным. Специалисты (медики, психологи, социологи) придерживаются противоположного мнения.
По данным психологов, более 30% играющих в компьютерные игры злоупотребляют этим занятием, а 10% из них находятся в психологической зависимости и нуждаются в помощи специалистов.
Подобной проблеме подвержено, прежде всего, молодое поколение подросткового возраста, но случаи игровой зависимости встречаются и у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и у взрослой половины населения. Поэтому проблема зависимости от видеоигр не сходит с уст психологов и психотерапевтов, с каждым годом набирая все большие масштабы.
Многие родители уверены, что времяпровождение перед монитором компьютера лучше, чем шатание по улицам с непонятными компаниями. Но вдумайтесь в эти факты: 13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы разжиться «стольником» для похода в интернет-кафе; старшеклассник, наигравшись в «Diablo» (по-испански это означает «Дьявол»), жестоко избил попавшихся на его пути соседей-второклассников; 11-летний паренек умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой (выяснилось, что он просидел в Сети почти 30 часов безвылазно). 12-летний мальчик умер от инсульта во время компьютерной игры. Таких историй предостаточно.
Психологи утверждают, что не все игры одинаково опасны. Безусловно, существуют полезные, дидактические, развлекательные игры, которые не способны нанести вреда человеческой психике. Что же может уберечь ребенка от формирования компьютерной зависимости? Вот некоторые психолого-педагогические рекомендации для профилактики компьютерной зависимости у детей.
Приучайте ребенка относиться к компьютеру как к техническому устройству, с помощью которого можно получить знания и навыки, а не к средству получения эмоций. Не позволяйте малышу в возрасте 3-5 лет играть в компьютерные игры. Разрабатывайте с ребенком правила работы за компьютером: 20 минут компьютерной игры, 30 минут занятия другими видами деятельности. Не позволяйте ребенку есть и пить у компьютера, играть в компьютерные игры перед сном. Договаривайтесь с ребенком выполнять эти правила. Замечайте, когда ребенок придерживается ваших требований, обязательно скажите ему о своих чувствах радости и удовольствия. Таким образом закрепляется желательное поведение.
Нельзя использовать компьютер как средство для поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания дома компьютер не должен стать компенсацией.
Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная.
Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!
Т. Рыбкина, педагог-психолог МБДОУ № 5.