«Наши люди в булочную на такси не ездят!» – фраза из любимого многими кинофильма, давно ставшая крылатой, с годами утратила свою актуальность. Такси давно стало привычным и доступным практически всем видом транспорта, наш район не стал исключением. Более того, часть жителей услугами такси пользуется гораздо чаще, чем общественным транспортом. Поэтому именно о работе такси мы поговорили с начальником ОГИБДД ОМВД России по Крыловскому району Р.Н. Береза.
– Роман Николаевич, расскажите, пожалуйста, сколько в нашем районе зарегистрировано служб такси и чем регламентируется их деятельность?
– На территории Крыловского района работает одно юридическое лицо и 15 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, в рамках Закона Краснодарского края от 27 марта 2007 года № 1217. Согласно этому закону, они могут работать только на основании разрешения, которое оформляется и выдается уполномоченным органом на срок не менее пяти лет. В свою очередь, разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания соответствующих услуг, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным федеральным законодательством. Требования, предъявляемые к перевозчикам, оговорены в статье 3 вышеуказанного закона.
– Нередко приходится слышать, что водители такси нарушают правила, некоторые пассажиры высказывают сомнения в квалификации водителей… Перевозчик каким-то образом должен обеспечивать безопасность?
– Безусловно. Перевозчики обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения и пассажирских перевозок. Соблюдать и контролировать режим труда и отдыха водителей; обеспечивать техническое обслуживание и ремонт автомобилей, контролировать их техническое и санитарное состояние перед и после выезда на линию; проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей. На работу должны приниматься водители, соответствующие квалификационным требованиям, имеющие общий водительский стаж не менее трех лет, умеющие ориентироваться в населенном пункте. Обязательны проведение инструктажа, стажировки и повышение профессионального мастерства водителей. Должен быть налажен контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности таксомоторных перевозок.
Права пассажиров как потребителей автотранспортных услуг должны соблюдаться в соответствии с действующим законодательством, обеспечить это также обязан перевозчик.
– Достаточно часто мы говорим и напоминаем водителям о необходимости пользоваться автокреслами и удерживающими устройствами при перевозке детей. Такси в этом смысле исключением не являются?
– Конечно, исключений здесь не может быть. Детские удерживающие устройства обязательны. И вообще салон автомобиля должен соответствовать требованиям безопасности и комфортности пассажиров. Надо заметить, что на линию не должны выпускаться автомобили, переоборудованные без соответствующего разрешения, имеющие неисправности, при которых запрещается их эксплуатация, внешние повреждения, находящиеся в ненадлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.
– На самом деле, как бы часто мы ни пользовались услугами такси, далеко не каждый пассажир знает свои права и обязанности водителя…
– В обязанностях водителя нет ничего сверхъестественного. Он должен соблюдать установленные законодательством порядок и условия перевозки пассажиров. Применять контрольно-кассовую технику для выдачи кассово
го чека (либо бланка строгой отчетности для выдачи квитанции) в соответствии с законодательством, а также включенным и исправным таксометром, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с его показаниями. Загружать (разгружать) багаж пассажиров в багажник. Содержать салон автомобиля в чистоте. Соблюдать нормы общения, правила поведения в общественных местах и культуру обслуживания. Иметь опрятный внешний вид, соответствующий деловому стилю, либо соблюдать введенную униформу.
– Несколько лет назад речь шла о том, что одним из требований, предъявляемых к автомобилям, будет определенный цвет кузова автомобиля.
– Автомобили должны быть белой и желтой цветовых гамм, но самое существенное то, что они должны быть технически исправны, не ниже второго экологического класса, проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев, иметь технические характеристики, позволяющие производить посадку и высадку пассажиров со стороны тротуара или обочины. Иметь следующие отличительные знаки таксомоторов: на боковых поверхностях кузова композицию из контрастных квадратов, расположенных в шахматном порядке по всей ширине боковых дверей; на крыше автомобиля – опознавательный фонарь оранжевого цвета, соответствующий ГОСТу либо выполненный по техническим условиям. Допускается нанесение на боковую поверхность кузова автомобиля информации о перевозчике (эмблемы, логотипы, номера телефонов перевозчика, номер экипажа).
Особенно пассажирам следует обратить внимание на то, что внутри салона должны находиться: правила пользования легковым такси, визитная карточка с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества водителя, табличка с указанием времени начала и окончания работы таксомотора, наименованием перевозчика, осуществляющего пассажирские перевозки легковыми такси, с указанием номеров его телефонов и почтового адреса и телефона уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси; табличка с установленным тарифом.
– Куда должен обратиться пассажир, если его права или безопасность были нарушены?
– Для начала можно обратиться к руководителю предприятия, индивидуальному предпринимателю, услугами такси которого вы воспользовались. В случае грубых нарушений можно обращаться в департамент транспорта Краснодарского края (г. Краснодар, ул. Красная, 35, тел. 8-861-268-47-57).
Записала М. Семенова.