Одной из главных проблем современности является ухудшение здоровья детей в результате неблагоприятного воздействия социальных, экологических, экономических факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в психическом и физическом развитии. За время обучения в школе увеличивается количество психопатологических состояний, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СДВГ представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детского населения достигающей до 10 %, а также выраженными трудностями обучения и нарушения поведения у детей этой группы. Возникновение СДВГ относят к младшему школьному возрасту, а нарастание симптомов – к подростковому. Это одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции, то есть рассматривается как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, возникающих в результате родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества других причин( употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых препаратов, курение, отклонение в сексуальном поведении у матери, генетические, внутрисемейные и социально-психологические факторы). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В основе патогенеза СДВГ лежат нарушения активирующей системы, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые и эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. На спектральной томограмме головного мозга у детей с СДВГ обнаружено снижение кровотока в лобных долях коры головного мозга, зоне подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей при интеллектуальных нагрузках. Но СДВГ может возникнуть в результате психических заболеваний, инфекционных поражениях ЦНС, травм головного мозга, быть наследственным заболеванием. В клинике СДВГ наблюдаются варианты с преобладанием гиперактивности, с нарушением внимания (самая частая форма СДВГ) и смешанная. Дефицит внимания без гиперактивности наблюдается чаще у девочек. Гиперактивность или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении и слабом его контроле.
Дефицит активного внимания представляет собой неспособность удерживать внимание на чем – либо в течение определенного промежутка времени.Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужны мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть достаточная зрелость личности. К нарушениям внимания относятся несобранность ребенка, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, постоянным забыванием того, что нужно сделать, потерей своих вещей в школе и дома. Особенно это очевидно в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.
Импульсивность при гиперактивности – это неспособность оттормозить свои побуждения. Такие дети часто действуют не подумав, не подчиняются правилам, выкрикивают ответ, не дослушав вопроса, перебивают других, вмешиваются в разговор, не в состоянии ждать своей очереди в играх. Они могут вступать в драки, выбегать на проезжую часть дороги. Также у детей с СДВГ отмечается слабая моторная координация с неловкими беспорядочными движениями, постоянная внешняя болтовня при несформированности внутренней речи, координирующей социальное поведение. Чаще СДВГ проявляется у детей 5-6 лет. Эти дети хуже развиваются. У них нарушена способность застегивать пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами. В младшем школьном возрасте наблюдаются элементы нарушения написания букв, чтения, счета. У этих детей наблюдаются ночные страхи с повышенной потливостью, учащенным дыханием. Характерной чертой является цикличность, при которой мозг продуктивно работает 5-10 мин., затем 3-7 мин. накапливает энергию для следующего цикла. В это время дети постоянно крутят головой, вертятся. Эти дети с трудом адаптируются в коллективе. Их поведение отличается непредсказуемостью. Они тревожны, непослушны, с заниженной самооценкой. Не способны предвидеть последствия своих поступков,что ведет к асоциальному поведению. Отмечается влечение к раннему началу курения, употреблению алкоголя, приему наркотических препаратов. Эти дети часто получают черепно-мозговые травмы.
Диагностика СДВГ сложна. При обычном обследовании ничего выявить не удается, только при проведении энцефалографии выявляются очаги патологической активности в коре головного мозга.
Лечение СДВГ – сложный процесс, который включает в себя не только медикаментозную помощь, но и помощь со стороны родителей, педагогов, психологов. Поэтому особое значение имеет раннее выявление СДВГ. Необходимо перестроить те функции, которые сформировались неправильно и уже закрепились. Это трудоемкая многомесячная работа, которую необходимо проводить и дома, и в детском саду, и в школе. Необходимо помнить, что эти дети не реагируют на отрицательные стимулы, то есть не восприимчивы к выговорам и наказаниям, но отвечают на малейшую похвалу. Необходимо поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Если родители и педагоги понимают проблемы ребенка и совместно с врачами и психологами организуют коррекционную и медикаментозную поддержку, то проблемы СДВГ могут быть преодолены, что, в конечном итоге, определит школьную успеваемость и социальную адаптацию ребенка.
Г. Шкильнюк, детский психоневролог.