Первый нарком просвещения А.В. Луначарский еще в 20-х годах прошлого столетия сказал мудрые слова: «Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий» – то есть способный к сопереживанию, умеющий в любви и ненависти сохранить человеческое лицо.
Когда речь заходит о развитии ребенка, то почему-то всегда под этим подразумевается лишь то, что его надо научить читать, писать, выполнять простые арифметические действия. А целые пласты культуры – театр, музыка, живопись – часто остаются неохваченными, а значит, недоступными. Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети учились в престижных школах, получали аттестаты или дипломы с отличием, и забывают о духовном развитии ребенка.
У детей мало знаний и опыта, но их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Они обостренно чувствуют добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке помогает сохранить в детях эту свежесть и обостренность чувств, а сама музыка развивает духовно, расширяет горизонты воображения и мышления, помогает более полно понять окружающий мир во всем его многообразии.
Замечательно, если благодаря совместным усилиям, ребенок научится петь или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Слушая музыку, исполняя ее, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного придумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости. Занятия музыкой приучают к труду, ведь чтобы научиться играть на любом инструменте и добиться результата, надо ежедневно трудиться, сосредоточенно работать.
Музыкальные занятия, как, пожалуй, никакие другие, развивают это важное качество. Пусть ребенок не станет музыкантом, а выберет другую профессию, помните, что он научился одному из самых важных умений в жизни – сосредоточенно и много трудиться.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах. И, наконец, она – наилучший путь к жизненному успеху.
И теперь, задайте себе еще раз вопрос: нужна ли ребенку музыка и действительно ли она играет в нашей жизни такую роль, как ей приписывают? Без сомнения – да!
О. Толстикова, преподаватель Крыловской ДШИ.