Если ученик успешен – труд учителя не напрасен
В век компьютерных технологий, Интернета, социальных сетей всем так не хватает движения, активных игр на свежем воздухе. За компьютеризацию мы расплачиваемся здоровьем: потерей зрения, искривлением позвоночника… Поэтому уроки физкультуры, где можно «размяться» после серьезных предметов, так ценны, а пример учителя – важен.
Много лет в СОШ № 9 преподавателем физической культуры работает Геннадий Гаврилович Сологуб, заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории. Московская школа тренеров дала ему хорошее образование и позволила организовать свою работу грамотно и эффективно. Благодаря ему сотни мальчишек и девчонок приобщились к основам здорового образа жизни. Многие активно посещают спортивные секции, отстаивают честь школы в соревнованиях. Тем более, что сейчас уроки проходят в отремонтированном физкультурно- оздоровительном комплексе.
Профессия учителя имеет особенность – о работе преподавателя судят по результатам детей, которых он учит. И если ребенок успешен – значит, труд учителя был ненапрасным. В далекие 70-80 годы все школьные спортивные состязания проводились в маленьком спортзале (ныне актовый зал). Но никого не нужно было приглашать и уговаривать принять в них участие. Это сейчас многие ученики ссылаются на свою занятость, подготовку к ЕГЭ, репетиторство, а раньше спортзал забивался ребятней: участниками и болельщиками, и до позднего вечера слышались крики, шум, свисток судьи. А если приезжали гости – ребята из соседних школ, то желающие участвовать, болеть за свою команду не вмещались в спортивный зал. Воздух был накален эмоциями! Команды Новосергиевской школы по баскетболу, гандболу, шахматам, футболу, легкой атлетике в спартакиадах были лидерами в турнирной таблице районных, краевых соревнований. В каждом выпуске были сильные спортсмены: Дмитрий Журавель, Борис Андриенко, Ольга Мелешко, Светлана Божуха (Таценко), Зина Дзюба, Татьяна Таценко, Ирина Куринная, Игорь Резцов, Сергей Филоненко, Сергей Дрига и другие. Многие настолько увлеклись физкультурой, что выбрали спорт как профессию. Галина Макаренко и её сын Артём – выпускники отделения физической культуры Ейского педучилища, Александр Сторчак, выпускник 2007 года, будучи учеником 2 класса на вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь? отвечал: «Я буду как Геннадий Гаврилович!». Теперь Александр – выпускник Краснодарского института физической культуры. Ксения Орлова учится в Ростове – на Дону на отделении физической культуры. А сколько ребят поступили и успешно окончили военные училища, где требования к физподготовке очень высоки: Владимир Корж, Анатолий Толстой, Сергей Попов, Виктор Павленко, Александр Нименко. При сдаче зачетов поблажек не было никому, даже родному внуку Станиславу. Зато хорошая физическая форма и сейчас помогает ребятам успешно сдавать армейские нормативы, а некоторые из бывших учеников Геннадия Гавриловича уже пенсионеры, но остаются в хорошей физической форме. Бывший выпускник школы Михаил Ерофеев, учитель физической культуры одной из московских гимназий, принимал участие в мероприятиях, посвященных зимней олимпиаде «Сочи- 2014», лично нес факел с олимпийским огнем по улицам столицы. Разве это не гордость для учителя? Кубки, грамоты и сейчас хранятся в спортивном уголке в ФОКе. Для учителя спортивные победы своих воспитанников – это не только гордость за свою работу, но личное достижение.
Дико слышать сейчас от некоторых: «Не заставляйте моего ребенка выполнять физические упражнения, он освобожден от физкультуры». Но ведь есть масса упражнений развивающих, помогающих даже инвалидам подниматься с инвалидных колясок. Если у человека есть дух и желание победить свою болезнь, у него все получится. Геннадий Гаврилович личный тому пример. В 2011 году он перенес операцию на сердце, но выполнение рекомендаций врачей и спортивные нагрузки позволили продолжить работу в школе. Как же жить без школы, когда стаж педагогической работы – полвека! Ежедневные пробежки пришлось заменить на велопрогулки. Станичники уже знают: в семь часов утра Гаврилович делает объезд станицы, приветствует своих земляков. А те тревожатся, если не видят на улице знакомого силуэта, сразу спрашивают: «Куда делся? Всё ли нормально?” «Привет, Гавриловичу! Пусть не болеет! Спасибо ему за всё!» – говорят выпускники, встречая меня на улицах станицы, городов, где я часто бываю в командировках, передают приветы в социальных сетях. Спортивное воспитание – это не только физическое развитие ребёнка, но и воспитание чувства команды, ответственность за свои решения, воспитание личности.
На вечерах встреч выпускников многие бывшие ученики ищут своего учителя среди педагогов, чтобы поделиться новостями, похвастаться спортивными успехами своих детей, внуков. А учителю много и не надо: главное, чтобы ученики помнили, ценили труд своих учителей, уважали, помогали воспитывать юное поколение. Цель-то в жизни была всегда одна – воспитывать здоровое поколение, умеющее ценить и беречь свое здоровье. И поэтому единственное, что хотелось бы сказать в канун 75-летнего юбилея: «Живи, дорогой человек, как можно дольше. Береги себя для семьи. Школе ты отдаёшь всё, что можешь и ещё, я уверена, сделаешь немало. Так много ещё в жизни нужно успеть сделать!»
Т. Демьяненко, дочь и коллега.