Хотим мы этого или нет – компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. И родителей беспокоит отрицательное влияние компьютера на зрение детей и его вредные излучения: какие плюсы и минусы ждать от общения ребёнка с компьютером?
Сравним две ситуации. Первая – ребёнок за компьютером. Он сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не малюет карандашами и фломастерами где попало. Ребёнок поглощён настолько, что даже не пристаёт ко взрослым. Вторая – компьютера нет. Здесь есть масса проблем. Усадить ребёнка порисовать, лепить из пластилина, поиграть с ним. Потом чем-то занять, убрать всё, что он разбросал, или уговорить его самому это сделать. При этом тратятся нервы и время – сплошная головная боль. И многие родители, купив своему дитятке персональный компьютер, с облегчением переводят дух: занимательность «умных машин» не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием. Но действительно ли всё так просто?
Организуя интеллектуальный досуг семьи, родители должны серьёзно подходить к выбору детских компьютерных программ, чтобы в информационное пространство не проникли «культиваторы» агрессивного поведения ребёнка. Речь идёт о распространённых сегодня компьютерных играх «активного действия», всякого рода «бегалках» и «стрелялках». Они таят тройную опасность.
Во-первых, вырабатывают у ребёнка привычку к бездумным развлечениям и лёгкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимую для серьёзных интеллектуальных занятий.
Во-вторых, происходит отчуждение ребёнка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными мультимедия компьютер.
И третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр – моделируя действия ребёнка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.
Высказываясь против компьютерных игр, психологи, врачи, педагоги не против игры как таковой – в игре ребёнок познает мир, развивается. Они выступают против тех игр, которые отрицательно воздействуют на здоровье, интеллект и психику ребёнка. Нетрудно представить, что творится в его незащищённом сознании, когда он борется с чудовищами, привидениями и другими монстрами.
Сам по себе компьютер не плох и не хорош, и каким он в результате станет, зависит от пользователя, от его разумного отношения к машине. Невежество и беспечность взрослых опасны не только для телесного и психологического здоровья ребёнка, но и для них самих. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей; после уже страдает и общество в целом.
И. Пименова, воспитатель МБДОУ № 4.