Сретение Господне – это христианский праздник, отмечаемый в православии (один из двунадесятых праздников), в католицизме, протестантских конфессиях. Родители Христа – Пресвятая Богородица и святой Иосиф – принесли младенца из Вифлеема в Иерусалим, в храм, на 40-й день после Его рождения и на 35-й после обрезания (как было положено) и принесли двух птенцов голубиных. В храме святое семейство встретил Симеон Богоприимец. Слово «сретение» переводится на русский язык как встреча. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Завета. А в лице старца Симеона – встречу человечества с Богом. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискушённое человечество с миром отходит в вечность, уступая место христианству».
Симеон Богоприимец был человеком праведным и благочестивым, по преданию – один из семидесяти двух учёных, толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Фладельф (285-247 годы до нашей эры) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова: «Се Дева во Чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо Дева должно быть слово «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но явился Ангел Господень и остановил руку святого Симеона, уверив его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества. Симеон долго ждал исполнения пророчества, по преданию он жил около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И, когда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса, Симеон взял его на руки и, славя Бога, сказал (Лк, 2; 29-32): «ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца». Иосиф и Богородица были удивлены таким словам. Симеон благословил их и, обратившись к Божьей Матери, предсказал Ей о Младенце: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле…» (Лк 2; 34-35). Эти слова полны эсхатологического смысла и относятся ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времен и ожидания Страшного Суда и Царствия Божия (эсхатология — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние).
Мы много раз можем встречаться с Богом, когда стоим на молитве и открываем пред ним двери нашего сердца, вкладывая в свою молитву всю горячую, убеждённую веру в то, что Господь рядом с нами и Он не только слышит нашу молитву, но и пошлёт нам то, о чём мы Его просим. Но наибольшее количество встреч со Христом совершается в православных храмах за Богослужением. «Ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них», – так читаем мы на страницах Евангелия от Матфея (18, 20).
«Зачем на Сретение Господне в церквях освящают свечи?» – с таким вопросом часто ко мне обращаются прихожане. Традиция эта происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения Господня шествие по городу с зажжёнными светильниками (наподобие крестного хода). Потом появилось поверье, что эти свечи охраняют жилища от грома, то есть от повреждений во время грозы. На самом деле при освящении свеч в праздник Сретения Господня священник возносит Богу молитву о том, чтобы как зажжённые свечи своим светом разгоняли ночной мрак, так и наши души и сердца, просвещённые Духом Святым, избегали бы греховной тьмы (слепоты). Сретенская свеча важна как символ просвещённости сердца Духом Святым, а если этого нет и свеча воспринимается просто как «обряд» или «традиция», то она лишается своего смысла и выливается в язычество или некую магию.
Иеромонах Алексий (Юзбащян), настоятель Свято-Екатерининского храма станицы Крыловской.