Новости

«В ее глазах и сейчас огонек и жажда жизни»

Метки:


«Каждый человек – кузнец своего счастья», гласит народная поговорка. Человек, о котором пойдет речь, не любит внимания к своей персоне – скромный потому что. А я, как бывшая ученица, не могу остаться в стороне. Эту обаятельную женщину знают не только в родной станице Новосергиевской, но и далеко за ее пределами. Но обо всем по порядку.

Лариса Макаровна родилась в 1937 году в станице Новосергиевской в семье Макара Исидоровича и Марины Митрофановны Олененко. Отец жил и трудился в станице Новосергиевской, прошел Великую Отечественную войну. Имел военные награды, награду за учительский труд. Для своих пятерых детей – двоих сыновей и трех дочерей – Макар Исидорович во всем был примером. Он им привил любовь к труду, учебе, спорту. Марина Митрофановна – колхозница, неутомимая труженица, хорошая хозяйка, заботливая жена и мать, рукодельница. Марина Митрофановна имела награду «Мать-героиня». Она обладала феноменальной памятью: в небольшой станице знала, кто когда родился, и если отсутствовал какой-либо документ (а во время Великой Отечественной войны многие документы были утеряны), то станичники приходили к ней как в справочное бюро.

Жили небогато. В доме семьи Олененко стоял большой стол, на столе – самовар. Гостей угощали чаем и пирогами. На стене большой комнаты висела карта Краснодарского края, а между окнами – портрет Александра Сергеевича Пушкина со стихами, которые дети выучили, еще не зная букв.

Детство и школьные годы Ларисы Макаровны пришлись на тяжелое послевоенное время. Она со слезами на глазах вспоминает те времена. Будучи подростком, вместе со сверстниками трудилась в колхозе. Помогали вывозить зерно на элеватор. Приходилось загружать десятикилограммовыми коробами зерно в машины. Работали почти все каникулы, заработную плату выдавали зерном, которое родители меняли на самое необходимое. Основным источником продовольственного снабжения семьи был огород. Здесь максимально использовали каждый кусочек земли. Между кустами картошки росли кукуруза и бурак. Фасоль вилась по стеблям кукурузы. И вся работа на огороде – вручную. Сельские жители почти не получали промышленных товаров. Сеяли коноплю в своих огородах, из нее допотопным способом делали полотно, ткали дорожки. Понемногу доставали колхозники соду, иголки, спички, соль. Дети, несмотря на тяжелую жизнь, могли и умели веселиться. Играли в войну, в лапту, мастерили мячи из коровьей шерсти, ходили на Ею купаться, на самодельных санках катались зимой. Часто вечерами собирались вместе, читали книги, пели песни, устраивали танцы дома под патефон. Не стеснялись своих растоптанных, неоднократно ремонтированных ботинок, старых брюк, перелицованных пальто. Все так ходили. Те, у которых достаток был выше, не обращали внимания на бедность других. Мамалыга и хлеб с подсолнечным маслом, посыпанный сверху солью, макуха, печеная сахарная свекла были для детей лакомством.

В школе Лариса Макаровна училась на «хорошо» и «отлично». В свободное время увлекалась спортом, была комсомолкой, а это тогда значило: чистые нравы и помыслы, юношеская романтика и уважение к старшему поколению, дружба и интернациональное братство. Лариса Макаровна была горда и счастлива, что СССР – ее Родина. Ее поколение старалось быть образцом высокого служения Родине и беззаветной преданности ей. Комсомольцы помогали пожилым людям, сажали парки, ухаживали за станичным мемориалом.

Окончив семилетку, Лариса продолжила обучение в станице Кущевской. Жила на квартире. Ночью с хозяйкой квартиры ходили на вокзал собирать уголь, который не перегорел в топках паровозов. Днем после школы стояла в очереди за хлебом (для хозяйки, у самой денег не было). На две недели привозила из дому булку домашнего хлеба, баллон закваски, растительное масло, картошку и лук.

После окончания средней школы мать Ларисы хотела, чтобы дочь осталась работать в колхозе, а училась заочно. Вопрос выбора профессии в жизни девушки никогда не стоял. С самого раннего детства рассаживала кукол по партам и играла в школу, помогала отцу-педагогу проверять тетради учащихся. Летом 1954 года Лариса Макаровна поехала к родной тете в Азов в гости, сдала документы в Азовское педагогическое училище, и ее приняли на очное отделение. Матери об этом сообщила лишь тогда, когда в конце августа пришел вызов. Узнав, что студентке полагается стипендия, ей разрешили ехать учиться.

В 1954 году Лариса Макаровна поступает в Азовское педагогическое училище физического воспитания. За три студенческих года родители прислали одну посылку, в которой были кусок сала, пирог и яйца. Через пятнадцать минут от посылки ничего не осталось. Лариса Макаровна письмом поблагодарила родителей и просила, чтобы больше не волновались. А волноваться было о чем, ей было неполных двадцать лет и весила она всего сорок шесть килограммов. Такими были дети послевоенных лет. Но им хотелось быстрее стать на ноги, помогать младшим братьям и сестрам.

По окончании училища ее по распределению направили работать в Крыловский район, назначили на должность учителя физвоспитания 5-10-х классов незамаевской средней школы № 1. Лариса Макаровна вспоминает, что с первой заработной платы в 460 рублей купила маме китайскую кофточку с рукавами. В то время трудно было приобрести одежду, обувь и одевались более чем скромно, но люди верили в свое счастье. А впереди была целая жизнь.

Лариса Макаровна тосковала по родной станице и, спустя два года, вернулась и стала работать в новосергиевской средней школе № 31. Имея диплом с отличием, она без вступительных экзаменов поступила на заочное отделение пединститута, который успешно закончила в 1963 году по специальности «Учитель физического воспитания, анатомии и физиологии человека средней школы». В том же году была принята в кущевский РК КПСС. В то время в школах не хватало учителей, и Лариса Макаровна поступает на третий курс Краснодарского пединститута и через три года получает специальность «Учитель русского языка и литературы средней школы». Все было в учительской работе: и учеба, и туристические походы, и поездки по городам Советского Союза, и общественные работы для классных копилок, и сбор макулатуры и металлолома, и работа на полях совхоза, и участие в художественной самодеятельности и спортивных мероприятиях.

Я помню, как в наш класс первый раз вошла наша учительница. Всем было интересно: какая она. И вот дверь класса открылась и на пороге появилась женщина: невысокий рост, приятные черты лица, темные волосы и красивые глаза. Это был наш классный руководитель – Лариса Макаровна. В ее глазах светится неугасимый огонек стремления к чему-то новому, жажда жизни. По натуре это сильный, волевой, очень оптимистичный человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время она по-детски наивна и эмоциональна. Сочетание этих качеств и помогает ей лучше понимать и разбираться в людях. Ей можно довериться в любой ситуации. Лариса Макаровна учила нас книгой и душой. Чаще других книг она читала нам «Повесть о настоящем человеке». Читала медленно, часто останавливалась, обводила нас взглядом, будто спрашивая: «А вы какими будете?».

Она щедро делилась накопленным опытом с коллегами. Имея большой стаж (а проработала Лариса Макаровна в школе пятьдесят лет), она до мелочей продумывала уроки. У нее на счету семь выпускных классов. Она «Ветеран труда».

Замуж Лариса Макаровна вышла в двадцать шесть лет. Муж, Казарцев Виталий Николаевич, преподавал в школе историю, изобразительное искусство и черчение. На поэтических страницах газеты Крыловского района «Авангард» и Кущевского района «Вперед» можно было прочитать его замечательные стихи. Виталий Николаевич увлекался живописью, любил встречать гостей, готовя сам для них угощение. К сожалению, он не дожил всего несколько месяцев до золотой свадьбы. Однако то, что двое, несмотря ни на какие жизненные перипетии, сохранили семью, говорит многое об их личных качествах. Супруги вырастили двоих сыновей – Бориса и Николая. Борис – глава Новосергиевского сельского поселения, а Николай – заместитель директора фабрики «Дагомыс-чай». Сыновья подарили бабушке и дедушке внука Ярослава и внучку Ларису, а те, в свою очередь, правнуков Богдана и Данила.

Находясь на заслуженном отдыхе, Лариса Макаровна не сидит без дела. Она любит вышивать, вышитые ею рушники и фартуки были отправлены в этнокультурный комплекс «Атамань» для обустройства куреня Крыловского района. Также Лариса Макаровна является солисткой ансамбля «Сударушки».

Оглядываясь назад, она с твердой убежденностью говорит, что ее жизнь прожита не зря. Нет сожалений о бессонных ночах, о времени, проведенном над тетрадками. Встречаясь с выпускниками, она убеждается в том, что воспитала хороших людей, добрых, отзывчивых, искренних. Этот замечательный человек пользуется заслуженным авторитетом среди станичников. Отрадно, что в нашем районе много именно таких людей, за плечами которых огромный жизненный опыт, которые могут им делиться, которые готовы работать с такой энергией и отдачей, что нам, молодым, позавидовать можно. Искренне считаю, что такие люди, как Лариса Макаровна, – это богатство нашей малой родины.

О. Дзюба, Новосергиевская.

Следующий материал

Главное в судьбе – найти свой путь

Быстро летит время, а еще быстрее бегут наши года! Женщинам несвойственно говорить о годах, о юбилеях, но о таком красивом нужно упомянуть – Наталья Топчий отметила свое 80-летие! Поздравить эту скромную, красивую женщину пришли члены совета ветеранов Новосергиевского сельского поселения. За чашкой душистого чая она рассказала о своей жизни.

Подробнее

Экзотика в Октябрьской

Вера Малая давно на пенсии. Она посвятила своей любимой профессии учителя русского языка и литературы 35 лет. А известна она тем, что выращивает дома много цветов и лимоны, получая ароматные экзотические плоды.

Подробнее

«Ты с дипломом приедешь, солнышко для тебя по-другому светить будет»

Как любовь к профессии передается по наследству Профессиональные династии всегда вызывают восхищение, особенно если они учительские. В семье Оксаны Татариновой на протяжении 100 лет трудились и трудятся в сфере педагогики пять поколений.

Подробнее

«Земский учитель» школам в помощь

Президент России Владимир Путин продлил действие федеральной программы «Земский учитель» до 2030 года. В Краснодарском крае она стартовала в 2020 году. Благодаря ей в сельских школах Кубани на конкурсной основе уже трудоустроены и работают 332 педагога.

Подробнее

Лучшие учителя и воспитатели

Состоялось торжественная церемония награждения участников и победителей муниципального этапа конкурсов «Учитель года Кубани» и «Воспитатель года Кубани» в 2023 году.

Подробнее

О сельской школе и ее заботах

Преподавателей обещают избавить от ведения избыточной документации Подвели итоги за прошлый учебный год, обсудили злободневные вопросы в образовании и наметили задачи на перспективу на педагогической конференции, которая состоялась в актовом зале СОШ № 1.

Подробнее

Раскрыть и приумножить таланты учеников

Чем занят в общеобразовательной школе советник по воспитательной работе Должность советника директора школы по воспитательной работе- одна из наиболее интересных и обсуждаемых инициатив последних лет в сфере школьного образования России. Первые десять пилотных регионов, в школах которых ввели эту должностью, определили в марте 2021 года. К началу прошлого учебного года к проекту подключили еще 45, а с 1 сентября он заработал во всех школах страны.

Подробнее

По поручению губернатора добавят по 5 тысяч рублей

По поручению Вениамина Кондратьева с 1 октября 2023 года всем учителям Краснодарского края поднимут зарплату на пять тысяч рублей. Такое решение принял губернатор на краевом педсовете, который традиционно проводят в преддверии нового учебного года.

Подробнее

Громких успехов в новом году

Опять сентябрь и опять школа встречает своих учителей и учеников! В коридорах и классах знакомый запах чистоты, новизны и тишины. Профессия педагога во все времена была и остается одной из важнейших в обществе. Ведь от его усилий зависит будущее наших детей. Представители Совета ветеранов Новосергиевского сельского поселения побывали в гостях у семейной пары Геннадия и Татьяны Демьяненко.

Подробнее

В каждом ученике – часть души учителей из семьи Король

О коллегах – представителях учительских династий района – рассказывает замглавы по социальным вопросам Елена Рябович «Педагогические династии – это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Это не просто выбор специальности, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Общий педагогический стаж нашей семьи на сегодняшний день – 109 лет. А всех наших учеников и сосчитать нельзя! И в каждом из них – часть души кого-то из семьи учителей Король», – так о своей семье говорит Светлана Викторовна Ковалева.

Подробнее