В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. Уже к концу второго месяца жизни у ребенка в ответ на обращенные к нему слова, прикосновения появляются неосознанные движения ручками, ножками, улыбка, движение губами, он издает неопределенные звуки «О», «А», «У», звуковые сочетания – гуление – «агу», «бу-бу». В 3-4 месяца ребенок все чаще повторяет одни и те же звуки.
Он уже различает тон голоса: говорят ласково – ребенок улыбается, если строго – может заплакать. Малыш слушает говорящего, видит движения губ и сам шевелит губками, что является прекрасным упражнением для речевого аппарата. С 4-6 месяцев нужно знакомить ребенка с игрушками, людьми, животными, называя их. «Мяу» – для него становится обозначением кошки, «му» – коровы, «ав» – собаки и так далее. Речь взрослых должна быть несколько замедленной, четкой. Полезно петь ребенку несложные детские песенки, например: «Ладушки, ладушки. Где были? У бабушки…» Задавая вопрос ребенку, следует самим же и отвечать на него, например: «Кто это пришел? Папа пришел». Полезно многократное название и показ одних и тех же предметов. Учите ребенка показывать и отыскивать игрушку, предмет: «Где мячик? Покажи, где кошечка?» Все эти несложные игры-разговоры воспитывают у малыша понимание речи, понимание значения слов, что является залогом будущего активного словаря ребенка. Детские игры известны с давних пор. В Древней Греции в каждом городе были специальные дома для детских игр, в которых существовали специальные законы и учителя детских игр. В первое время продолжительность игры целиком зависела от интереса и желания малыша, но в дальнейшем, когда у ребенка появлялся вкус к игре, она могла длиться долго. Не отказывайтесь поиграть со своим ребенком, даже если вам очень некогда. В разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля, ли-ли-ли. Берите малыша за руку, напевая, добиваясь того, чтобы малыш тоже напевал эти звуки. Развитие слухового внимания и памяти можно проводить в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: колокольчика, барабана: «Послушай внимательно и угадай, на чем мама играла». Дети, не видя игрушку, называют ее по издаваемому ею звуку. Проводите игры-загадки о предметах и игрушках. Учите ребенка класть ладошки на стол так, как их положил взрослый: ладони прижаты к столу, обращены вверх, пальцы сжаты в кулаки, ладони на ребро. Эта игра особенно полезна при отставании в развитии речи. Важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движения пальцев рук и кистей рук. Ребенок может совершенствовать моторику: разминая пальцами пластилин, глину, тесто; катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки; закрашивать раскраски, выполнять штриховки; играя с песком, фасолью, и многое другое. Играйте с детьми, поддерживайте ребенка, хвалите за стремление к победе, подбирайте игры соответственно возрасту вашего ребенка. «Развивая детский разум, не влезайте в дебри сразу. Детства дни не торопите, детству солнце подарите!»
В. Чарунова, учитель-логопед МДОУ №30.