Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Первые экономические знания мы даем старшим дошкольникам в детском саду по направлениям: «Моя семья» (семейная экономика), «Мир денег»(деньги, цена), «Мой край» (производство полезных товаров), «Мир товаров» (основы маркетинга), «Моя страна»(ресурсы).
Осваивая эти темы, дошкольники играючи знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, окружающим их миром. Азы семейной экономики ребенок познает и в семье. Именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своей станицы, края, о продукции, выпускаемой на предприятиях, знакомятся с людьми, которые трудятся и зарабатывают свои деньги. Очень важно сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном. Сделать это помогут игры «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких модниц», «Супермаркет», «Семья» и др. Дети с удовольствием играют в эти игры и применяют знания, полученные на тематических занятиях «Сбор урожая», «Город – завод», где педагог вместе с детьми решает самые различные экономические задачи, проблемные ситуации. Для детей это и веселая игра и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Разыгрывание «экономических» ситуаций позволяет им по-новому взглянуть на известные сюжеты А.Толстого «Золотой ключик», К. Чуковского «Муха – цокотуха» и др. Раннее экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания, социализации, способствует всестороннему развитию личности.
Т. Гаценко, воспитатель детского сада № 30 «Василек».