Сегодня мы заканчиваем рассказ А.Л. Самойлик о том, как работали в тяжелые послевоенные годы в колхозе «Зерновая фабрика Кубани»
В тяжелых условиях начинал весенне-полевые работы колхоз «Зерновая фабрика Кавказа» в том далеком 1946 году. Не хватало техники и живой тягловой силы, но сработала народная смекалка. На боронование озимой пшеницы ранней весной в колхозной мастерской изготовили несколько десятков деревянных широкозахватных ручных граблей с держаком и шлеёй. Женщина надевала шлею на плечо, брала в руки держак и тянула это «орудие» с одного конца поля в другой. И хотя такое боронование куда меньше нарушало капиллярность почвы, чем конная борона, польза от него все равно была. Норма – гектар за световой день, оплата – полтора трудодня.
И колхозники старались, насколько позволяли силы, а многие перевыполняли нормы. Из-за нехватки тягловой силы не управлялись с подготовкой почвы. В результате не досеяли ячменя – 27 гектаров, проса – 11, кукурузы – 50, подсолнечника – 52, клещевины – 9. Отсутствие семенного материала сказалось на плане сева овощных культур: вместо восьми гектаров посеяли около гектара семенного картофеля. Вне плана посеяли 85 сотых конопли, которая нас потом выручила – было из чего вить веревки на хозяйственные нужды. Настало время прополки. По сравнению с довоенным временем людей в поле выходило в четыре-пять раз меньше, больше женщины, старики, подростки. А полоть надо было более тысячи гектаров колосовых, так как они сильно заросли сорняками. Поэтому значительную часть пропашных культур пропололи только один раз. К уборке колосовых подготовили два комбайна «Сталинец», молотилку «МК-100», девять жаток-крылаток, две веялки, пять сортировок зерна. К началу уборки раздобыли третий комбайн «Коммунар», который сразу же определили на обмолот копен. По уборочному плану мы намечали убрать зерновые на площади 826 гектаров, скосить тракторными жатками – 119, конными – 153, а остальные 250 гектаров вручную. Но из-за постоянных поломок комбайнами в течение июля и августа убрали не более 600 гектаров. Жатками скосили больше, чем намечалось. Вручную было скошено более 300 гектаров. В каждой бригаде выходило от 20 до 30 косарей, в том числе 3-4 старика. Они не только косили, но правили косы колхозницам. Среди них Михаил Иванович Павлюк, Михаил Федорович Пузырный, Дмитрий Александрович Науменко. Шестидесятилетний Григорий Иванович Кудря ночью охранял зерно на току. Заснет на зорьке час-другой, а днем за косу. Молотили хлеб с копен до поздней осени. К тому времени председателем колхоза стал вернувшийся из армии Василий Михайлович Пузняк, а я перешел на работу экспедитором. По итогам уборки зерна получили немного. Средний урожай составил всего 7,6 центнера с гектара. Сказалось качество пахоты, сева, обилие сорняков и большие потери из-за сильно затянувшейся уборки. Большую помощь руководству колхоза оказывала комсомольская ячейка. В ней насчитывалось 13 человек: Щербак Дмитрий – председатель ревизионной комиссии, Василий Белокур – счетовод, Валентина Дедух – секретарь правления, Вера Шепель – счетовод, Алексей Кашкаха – пожарник, Виталий Запорожец – тракторист, Владимир Танага – тракторист, Вера Смаль, Иван Тищенко, Нина Варварова, Николай Мацейко, Николай Пузняк и Мария Давиденко – рядовые колхозники. На них опирались в организации соревнования, в ведении политической и культурно-массовой работы. Пятеро комсомольцев во главе с Дмитрием Щербак выпускали стенную газету. Таким мне запомнился 1946 год – первый год мирного труда.
Подготовили: рук. клуба «Станичники», мл. научный сотрудник музея Ю.В. Кондратюка Н.И. Майстровский; О. Кайдаш.