Отдел МВД РФ по Крыловскому району Краснодарского края предупреждает, что на территории Краснодарского края, в том числе и у нас в районе, участились случаи мошенничества.
Так, однажды в центре Крыловской к двум девочкам подошли две женщины. Поговорив с детьми, они выяснили у них все данные: место жительства, кто из взрослых в настоящее время дома, каково благосостояние семьи и другое. После чего мошенницы сказали девочкам, что на их дом наведена порча, и вместе отправились к ним проводить обряд ее «снятия». Проводя манипуляции «очищения», аферистки выманили у подростков ювелирные изделия и денежные средства, после чего скрылись в неизвестном направлении, причинив семье значительный ущерб.
Основным способом получения информации, сведений об одиноких, пожилых гражданах, пенсионерах, об их материальном положении, о родственниках является беседа мошенников с соседями и с почтальонами. Так, на территории нашего района зарегистрирован факт мошеннических действий в отношении четы пожилых пенсионеров. Две женщины обратились к местной жительнице с просьбой подсказать, где можно занять денег. Последняя им рекомендовала чету пенсионеров, к которой и пришли аферистки с просьбой одолжить деньги, оставив в залог изделия из желтого металла под видом золотых украшений. Пенсионеры доверились им, отдали деньги, решив, что женщины – родственницы почтальона. Позднее выяснили, что их обманули, и обратились в милицию.
Анализ данных преступлений показывает, что жертвами становятся в основном подростки и пожилые люди, которые в силу своего возраста и доверчивости наиболее предрасположены к контактам с незнакомыми гражданами и их легко ввести в заблуждение.
Также хотелось бы предупредить жителей нашего района и о других видах мошенничества. Казалось бы, в наше время только грудные дети ничего не знают о телефонном мошенничестве. Но с начала 2011 года таких случаев происходит все больше.
Для предотвращения подобных ситуаций давайте рассмотрим основные способы обмана, при помощи которых телефонные мошенники наживаются на доверчивых людях.
«Родственник в беде». На днях одному местному жителю на мобильный телефон позвонил незнакомый человек, представился сотрудником милиции и сообщил, что его сын, находясь в Ростове-на-Дону, сбил двоих людей. Для решения вопроса об уводе от уголовной ответственности звонивший потребовал перечислить крупную сумму денег на счет, который он назвал.
Совет: Лучше всего в такой ситуации — позвонить своему родственнику и узнать, что с ним. В большинстве случаев в этой ситуации мошенники остаются ни с чем.
«Положи мне деньги на счет» Вам звонят или приходит sms с просьбой пополнить баланс телефонного счета. Наиболее распространенная sms: «Мама, положи мне денег на телефон, я попал(а) в беду». Номер, естественно, вам неизвестен. Способ не попасться на уловку аналогичен первому.
«Деньги не по адресу». На ваш номер приходит сообщение о зачислении денежных средств, после чего сразу раздается телефонный звонок и собеседник сообщает, что по ошибке положил их на ваш номер и просит вернуть их хотя бы частично.
Совет: Избежать обмана просто: проверьте свой телефонный баланс, а также помните, что подобные оповещения не могут приходить с абонентского номера, состоящего из 11-ти цифр.
«Вы выиграли!». На телефонный номер абонента поступает звонок, и радостный голос на том конце провода, представившийся сотрудником популярной радиостанции, сообщает, что вы выиграли крупный приз (машину, путешествие за границу и другое). Только есть один маленький нюанс: для получения приза вам надо срочно перечислить некоторую сумму на определенный счет, так как кроме вас победили еще два человека. А приз получит тот, кто первым оплатит «взнос». Либо мошенники это могут объяснить тем, что розыгрыш проводится совместно с крупнейшим оператором сотовой связи, который выставил такое условие. В общем, вариантов выманивания у вас денег много.
Совет: Не надо сломя голову бежать в Сбербанк, просто рассудите трезво: за какие такие заслуги вам решили подарить приз, если вы даже не участвовали ни в каких розыгрышах и лотереях? И помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
«Звонок от сотрудника техподдержки». Вам звонят, представляются якобы сотрудником технического отдела телефонной службы и сообщают, что в их службе произошел сбой оборудования либо производятся изменения или обновления. В дальнейшем вас просят ввести необходимый цифровой код на телефоне под диктовку оператора. На деле этот код оказывается комбинацией цифр для перевода ваших денежных средств на счет мошенников.
Можно отнести к одному из видов мошенничества различные телевикторины с легким вопросом, за ответ на который предлагается неплохое вознаграждение. Вот только дозвониться проблематично, да и стоит это не дешево.
Нередко приходят различные sms и mms-сообщения на ваш телефон, обычно с интернет-ссылкой на электронный адрес, по которому вам надо просмотреть данное сообщение. И действительно, картинка загрузилась, вот только после проверки своего баланса вы будете огорчены.
Пользователям компьютера советуем тоже проявлять осторожность. Если у вас на рабочем столе появилась картинка, ограничивающая его функции с призывающим логотипом: отправить sms-сообщение, откуда вам пришлют код для разблокирования, или заплатить указанную сумму через ближайший терминал оплаты и ввести код чека, обратитесь сначала в сервисный центр. Не спешитe отправлять деньги. Так как сумма окажется значительно крупнее указанной, а проблема с компьютером останется по-прежнему.
У нечистых на руку мошенников в запасе всегда есть множество способов, чтобы обмануть приличных людей. Убедительно просим вас: не позволяйте себя обмануть, не доверяйте свои сбережения кому попало. Прежде чем перечислять деньги неизвестно кому, задумайтесь! Не оставляйте посторонним людям ксерокопию своего паспорта, не сообщайте никаких данных о себе.
Сотрудники органов внутренних дел постоянно проводят большую работу в этом направлении, но поймать таких мошенников трудно. Как правило, после поступления денег на их счет, телефонные мошенники меняют не только сим-карту, но и сам телефон. К тому же часто и карта, и телефон бывают зарегистрированы совершенно на другого человека. А значит, и личность телефонного мошенника установить становится сложнее.
В. Школяр, и.о. начальника КМ.